Суббота, 20.04.2024, 19:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Все для преподавателя-музыканта



Меню сайта
Статистика
Яндекс.Метрика

Практика переложений для готового аккордеона















А. Тильков


Практика переложений для готового аккордеона.


г. Гороховец 2002 г.



От автора



Одной из основных задач организации учебного процесса в классе аккордеона является подбор репертуара для учащихся. Однако отсутствие выборных аккордеонов как полных, так и небольших размеров в подавляющем большинстве музыкальных школ накладывает ограничения на репертуарный диапазон аккордеона и в первую очередь на его классическую составляющую. Представленная работа показывает, как преодолеть тесные рамки репертуара с помощью переложений для готового аккордеона музыки написанной для других инструментов.


Главное к чему стремится автор – передать как можно точнее звучание оригинала с помощью использования регистровых возможностей аккордеона и использования особенностей строения его клавиатур. Все приемы переложений проиллюстрированы нотными примерами, а нотные приложения, выстроенные по порядку возрастания сложности произведений, помогают понять, как работают эти принципы на практике.


Следует сказать также, что автор рассматривает свою работу не просто как набор конкретного репертуара для готового аккордеона, а в первую очередь как практическое руководство для преподавателей аккордеона в музыкальных школах.




Введение



Одной из основных задач организации учебного процесса в классе аккордеона является подбор репертуара для учащихся. Не секрет, что удачно подобранный репертуар не только способствует повышению исполнительского уровня учащихся, но и выполняет воспитательную функцию. Трудно оценить вклад в музыкальную культуру композиторов эпохи барокко, классической школы, композиторов романтического направления, их современников и последователей и влияние их произведений на эмоциональную и духовную сферу учащихся.


Между тем большинство произведений, как классического направления, так и других эпох, в том числе и современных авторов используемых в работе преподавателями других музыкальных инструментов, скажем фортепиано или баяна, остается невостребованными в классе аккордеона по причине невозможности адекватно реализовать их звучание на данном инструменте из-за ограниченных возможностей левой готовой клавиатуры. И если в классе родственного инструмента - баяна этот вопрос во многом снимается благодаря широкому распространению семейства баянов с выборной клавиатурой, то в классе аккордеона вопрос остается довольно острым. Широкого распространения выборные аккордеоны в школах не получили, а уж трех четвертной аккордеон с выборной системой вообще редкость.


В связи с этими объективными обстоятельствами знакомство учащихся с произведениями перечисленных ранее эпох в классе аккордеона сводится в основном к исполнению баянного репертуара и переложений, использующих в левой руке либо сочетание бас-аккорд, либо мелодическую линию баса в большой или контроктаве. В то же время методика преподавания в классе аккордеона не стоит на месте и требует нового, неизвестного еще репертуара и новых форм воплощения репертуара уже используемого в работе преподавателями. В этой работе я предлагаю свое решение данной проблемы, которое я рассматриваю также и как одну из ступеней ведущих в последующем к освоению выборной системы в классе аккордеона.




Конструктивные особенности левой руки аккордеона



В настоящее время основной репертуар готового аккордеона в музыкальных школах, за исключением немногих пьес написанных специально для этого инструмента, составляют переложения, использующие в левой руке либо чередование бас-аккорд, либо один мелодический голос в большой или контроктаве. Как пример можно
привести « Ариозо » К.Нефе в переложении М.Двилянского, в котором шагающий бас левой руки заменен готовыми аккордами.


Между тем конструктивные особенности левой руки аккордеона при использовании вспомогательного ряда позволяют игру интервалами, аккордами в различных обращениях и даже проведение двух мелодических голосов, а ее регистровые возможности позволяют игру в различных октавах гаммаобразных последовательностей, октавных скачков, а также интервалов длинной более октавы в спокойном темпе.


Немного о конструктивных особенностях левой руки наиболее распространенного в школах аккордеона «Weltmeister».


Левая клавиатура готового аккордеона имеет у трех четвертного 5 рядов, у полного аккордеона 6 рядов, которые располагаются на ней в следующем порядке: басы вспомогательного ряда, басы основного ряда, мажоры, миноры, септаккорды, уменьшенные аккорды. Строение басов кварто-квинтовое. Басы вспомогательного ряда сдвинуты относительно основного таким образом, что между звуками основного ряда и звуками расположенными напротив их во вспомогательном ряду образуется интервал большая терция (или уменьшенная кварта). Все альтерированные звуки независимо от их расположения энгармоничны.


Трехчетвертной аккордеон имеет три регистра:


верхний - сопрано с октавным удвоением; условное обозначение , диапазон от ноты « E » малой октавы до ноты « Dis » первой октавы; октавное удвоение позволяет использовать его и при игре 1 октавы,


средний - тутти; условное обозначение . , диапазон от ноты « G » контроктавы до ноты « Fis » большой октавы,


нижний - тенор с октавным удвоением; условное обозначение . , диапазон от ноты « G » большой октавы до ноты « Fis » малой октавы.


Полный аккордеон имеет 5 регистров:


первый верхний – бас с альтом; условное обозначение . , диапазон от ноты « G » контроктавы до ноты « Fis » большой октавы,


второй верхний – аналогичен верхнему регистру трех четвертного аккордеона; условное обозначение . ,


средний – аналогичен среднему регистру трех четвертного аккордеона; условное обозначение . ,


второй нижний – аналогичен нижнему регистру трех четвертного аккордеона; условное обозначение . ,


первый нижний – альт; условное обозначение . , диапазон от ноты « E » малой октавы до ноты « Dis » первой октавы.


Таким образом, с помощью регистров левой готовой клавиатуры перекрывается диапазон от ноты « G » контроктавы до ноты « Dis » первой октавы, а практически за счет октавного удвоения сопранового голоса, до « Dis » второй октавы. Незаметный переход из большой октавы в малую октаву и далее в первую осуществляется за счет сдвинутого диапазона альтового регистра. Следует учесть, что на некоторых конструкциях аккордеонов, например на некоторых аккордеонах «Royal Standard», отсутствует альтовый регистр, а значит здесь, плавный переход из октавы в октаву затруднен.



Далее

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Статьи по педагогике, психологии, методике для преподавателей-музыкантов ДШИ.
Copyright Алексей Тильков © 2024
При копировании материалов с сайта активная ссылка на сайт обязательна!