Четверг, 25.04.2024, 10:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Все для преподавателя-музыканта



Меню сайта
Статистика
Яндекс.Метрика

Сценическое самочуствие









Семь самых распространённых причин сценического провала у учащихся ДШИ и ДМШ. Способы коррекции. Советы из личного опыта.


Малых Наталья Сергеевна
Преподаватель по фортепиано и концертмейстер
НРБОУ ДОД «ДШИ№1» с.п. Салым,
Нефтеюганский район, ХМАО-ЮГРА, Россия.

Материал с сайта http://www.uchportal.ru/

Эстрадное выступление – это самый ответственный момент в жизни любого исполнителя, то, к чему мы стремимся, ради чего большинство из нас пришло в мир музыки осваивать прекрасную профессию пианиста. К тому же концертное выступление – это результат напряжённого и порой нелёгкого труда, та финишная прямая к которой мы стремимся, едва начинаем разучивать программу. Но зачастую прогнозируемое успешное выступление оборачивается провалом на сцене.

Почему это происходит?

Проанализировав свой личный опыт выступлений на эстраде и, наблюдая за учениками, я пришла к выводу, что провалу на сцене чаще всего способствует волнение, которое в свою очередь вызвано рядом субъективных и объективных причин. Излишнее волнение не позволяет ученику пользоваться разумом в полном объёме, что приводит к существенным потерям на сцене, и как результат этого - крах всего задуманного и наработанного за долгое время, а самое неприятное – это происходит чаще всего во время ответственного выступления, которого ждал с таким нетерпением!

Предлагаю рассмотреть причины, способствующие волнению ученика, и препятствующие успешному выступлению учащегося на эстраде. Рядом я даю советы из личного опыта , помогающие корректировать данную проблему.

1) «Сырая» программа. Наверное, это самая частая проблема, которая ведёт к потерям на сцене. Что же подразумевается под этим? Недоученный текст, пьеса, пассаж, интервальный скачёк, а так же любая неотработанная мелочь, т.е. всё то, что способно непосредственно повлиять на степень волнения исполнителя. Для преодоления этой причины, и педагог, и сам ученик должны быть уверены в том, что программа полностью готова. Доведение нужных движений пальцев рук до полного и абсолютного автоматизма придаёт уверенности и является залогом успешного выступления.

Совет: Научите ученика добросовестно относиться к выучиванию текста! Это фундамент, без которого не построить здания.

2) Страх забыть. Чтобы избежать такой неприятности необходимо постоянно укреплять и развивать память ученика. Многие педагоги и музыканты советуют остерегаться «механической» памяти, т.к. материал выучивается только пальцами и в волнительной ситуации такой метод даёт сбой, вплоть до провалов памяти.

Отличный способ избежать такой неприятности - хорошо понимать форму произведения, и вместе с этим научиться играть с разных мест, а так же фрагментами, заниматься не только с нотами, но и без них, а так же учиться исполнять некоторые фрагменты с закрытыми глазами.

Из личного опыта. Я лично не совсем против «механической» памяти, считаю, что в экстремальных ситуациях (к которым можно отнести выступление на эстраде) она очень часто выручает. У меня были такие выступления, когда увлёкшись эмоциями, творческим порывом я, казалось, на мгновение забывала текст, и вот тут на выручку приходила она - всеми обруганная механическая память. Пара пассажей или тактов и вот вновь обе память идут (в прямом смысле) рука об руку. Но это приемлемо только в том случае, если вы пользуетесь всеми видами памяти, а не надеетесь на какую-либо одну, и, возвращаясь к первой проблеме, напомню - текст должен быть выучен на славу!

Совет: развивайте все виды памяти ученика разными известными способами! Можно воспользоваться методикой запоминания текста, предложенной польским пианистом И.Гофманом, суть, которой заключается в мысленном, беззвучном «проигрывании» сочинения сначала по нотам, затем - не глядя в них. Если таким образом вашему ученику удаётся поиграть произведение с начала до конца, то страха забыть, как правило, больше не возникает.

Из личного опыта. Мои преподаватели учили заниматься (и разыгрываться) на крышке инструмента или на столе (некоторая вольная трактовка метода Гофмана- когда приходится полностью концентрироваться на тексте внутри себя, без слуховой поддержки, что поначалу казалось невозможным , но постепенно становясь обычным делом, давало прекрасные результаты). Этот способ часто подвергается критике и вызывает много дискуссий, но мне лично он очень помогал в те моменты, когда был дефицит классов и инструментов или в дальних поездках на конкурсы, когда находясь в поезде, я не имела возможности заниматься на инструменте. Нужно заметить, что благодаря этой методике у меня никогда не возникало проблем с текстом.

3) «Неправильная» программа. Ещё одна причина может корениться в неправильно подобранной программе. Для публичного показа следует подбирать произведения, способные раскрыть индивидуальность ученика, показать его сильные стороны, т.к. слабые стороны обязательно обнаружатся на сцене. Так же «неправильность» программы может касаться и её понимания (как говорится - ученик ещё не дорос до неё) и отношения к ней.

Из личного опыта. Я заметила, что весьма необходимо, чтобы ученику нравилась его программа. Хорошо исполнить произведение можно лишь в том случае, когда ты относишься к нему с любовью и трепетом. Предсказуем и такой факт - к пьесе, к которой у ребёнка не возникло симпатии и отношение будет не серьёзным.

Совет: Пусть программа будет победой Вашего ученика, а не провалом! Выбирайте те произведения, которые нравятся ученику в художественном смысле, Вам - в педагогическом, и удовлетворяют вас обоих с точки зрения исполняемости на эстраде.

4) Нерегулярность выступлений. Ничего так не придаёт неуверенности в своих силах и не разрушает сценическую стабильность, как нерегулярность выступлений. Обязательно нужно стараться увеличить число выступлений, особенно, если ученик исполняет сложную программу как технически, так и художественно, или долго не выступал (в этом случае следует предварительно обыграть программу в более комфортной обстановке).

Из своего опыта: Я считаю, что мне очень повезло с преподавателями. Когда я была студенткой (Музыкального училища, а затем Академии искусств), мои педагоги буквально истощали меня постоянными выступлениями перед публикой. Чаще всего этот период начинался перед конкурсами, важными концертами (когда я являлась лицом нашего учебного заведения), и, естественно, перед переводными экзаменами и Государственными экзаменами. Мы выступали везде, где только можно (и нельзя)- в музыкальных школах, в детских садах, в педагогических, медицинских, музыкальных училищах и в других заведениях с музыкальным и не музыкальным уклоном.

Совет: Выставляйте всех учеников на концертах малого и большого значения, не зависимо от уровня развития учащегося. Для слабых учеников (а им выступления нужны в первую очередь!) будьте музыкальным продюсером: организуйте мероприятия, на которых он может выступить: классные часы, родительские собрания класса, выступления перед одноклассниками в СОШ и т.д.

5) Необычность условий, в которых происходит выступление. К этому отнесём такие моменты, как ярко освещённый зал (в некоторых случаях наоборот - слишком затемнённый), большое количество людей в зрительном зале (от которых часто бывает много шума, отвлекающего музыканта от исполнения), другой инструмент (при выездных концертах), концертная одежда и т.д. Всё вышесказанное весьма негативно может повлиять на исполнителя. Для коррекции волнения, исходящего от необычных условий широко применяются «обыгрывания» программы в условиях близких к концертным.

Из своего опыта: Однако, предвидеть все неожиданности, в которых придётся оказаться Вам или вашему ученику не возможно. Выступление может пройти гладко, а может произойти что-то, чего вы совсем не ожидали. В моём концертном опыте были такие моменты, как неработающая педаль (самое неприятное - это совпало с исполнением романтической программы! ), не отвечающие или западающие клавиши (и это в фуге Баха!), неправильно объявленная программа, неожиданное включение красных софитов, неоткрытая крышка, очень расстроенный инструмент или электронный инструмент (без предупреждения!) и много чего другого. Как правило, это случалось на выездных концертах. Опытного исполнителя такие неожиданности, скорее всего, только расстраивают, нежели «выбивают из колеи», но не нужно забывать о маленьких музыкантах, которые очень чувствительно (а порою болезненно) реагируют на подобные неожиданности, вплоть до отказа от выступления.

Совет №1: Приучайте ученика к мысли, что на сцене может случиться что угодно, но это не повод бросать произведение. Учите концентрироваться на программе, а не на внешних раздражителях. Поддержите его, вспомнив подобные истории из своего или чужого опыта, желательно с небольшим юмористическим приуменьшением, чтобы показать насколько эти неожиданности являются незначимыми, если есть твёрдое желание хорошо выступить на концертной эстраде. Можно закончить рассказ словами: «Если ты мысленно готов к неожиданностям и не боишься их, то ничего тебя не отвлечёт от исполнения программы».

Совет №2. Предложите ученику надеть концертный костюм (платье), пригласите его знакомых, друзей, родителей, предложите выйти на сцену с соблюдением всей «церемонии». Обязательно (если есть такая возможность) попробуйте обыграть программу на том фортепиано, на котором ученик будет исполнять концертную (или конкурсную) программу, т.к. маленькие исполнители очень чутко реагируют на «чужой» инструмент.


6) «Неправильные» мысли. Всем знакомо предсценическое состояние, когда в голову лезут всевозможные мысли, чаще всего о «провале» выступления. « А если я забуду…», «Пассаж может не получиться…», «Как меня оценят…» в сочетании с «Что обо мне скажут…» и «В прошлый раз выступление не было успешным…» приводит музыканта порою к предобморочному состоянию. Надо прямо сказать, что забота музыканта-исполнителя о своём концертном имидже вполне естественна и закономерна. В тоже время бесспорно и другое: преувеличенное опасение заслужить критическую оценку со стороны слушателей только лишь усугубляет волнение и как следствие этого ухудшает положение самого исполнителя.

Из личного опыта. Несколько лет назад, как и многие начинающие музыканты, я тоже не была лишена «фантазий» о провале, причём независимо от готовности программы, пока не поняла - « спасение утопающего - дело рук самого утопающего»! Я стала работать над собой, прежде всего повторяя что-то вроде: «У меня всё получится, я всё исполню отлично!» и т.д. Затем я пошла дальше - стала составлять определённые тексты, включая в них самые хрупкие стороны моих страхов. В каждое новое выступление был конкретный набор различных аффирмаций. И надо сказать - помогало! К тому же я заметила такую тонкость - нужно поменять ощущение страха за какой-либо отрывок текста (который вызывает неуверенность даже при выученном тексте) на ощущение радости от проигрывания этого отрывка. Когда ты мысленно готов к нему, ждёшь его, любишь каждую нотку, то и исполнение сего отрывка пройдет более гладко, нежели при ожидании «ненавистного» момента.

Совет: Научите ученика мыслить позитивно и верить в себя! Составьте вместе с учеником подбадривающие его фразы и повторяйте их перед выходом на сцену, покажите как Вы доверяете ему, но при этом скажите ему, что не ждёте ничего сверхъестественного (т.к. преувеличение ожидаемого результата может иметь совершенно другой эффект - понимая возложенную на него ответственность, ученик может слишком переволноваться, опасаясь не справиться с ней!). Не показывайте ученику своего волнения, оно может передаться ему и отрицательно сказаться на выступлении: если педагог волнуется, значит, есть причины?

7) Неправильный режим. Режим дня в день выступления и организация занятий накануне и в день концерта для большинства исполнителей играет очень важную роль для успешности выступления, маленькие музыканты - не исключение.

Из личного опыта. Я считаю, что никогда не стоит истощать ученика дополнительными репетициями и занятиями накануне выступления, т.к. в большинстве случаев это может привести к ненужному нервному напряжению, а порой и срыву. Всё, что можно было сделать, должно быть сделано заранее. Заниматься много в этот день не стоит. Одна незатянутая по времени репетиция, с максимально концентрированной информацией - то, что нужно ученику накануне перед днём выступлением. Все мелочи, которые «мешают» преподавателю, стоит опустить, лучше мыслить масштабно, уделить внимание действительно важным вещам.

Играть следует в сдержанном темпе, и в средней звучности, не выкладываясь. На уроке можете повторить любимое произведение из старого репертуара. И пусть ученик хорошо отдохнёт, наберётся физических, моральных и эмоциональных сил. Нельзя допускать, что б ученик выходил на сцену «выжатым». Накануне вечером ученику лучше отдохнуть, погулять, заняться своими делами, чуть раньше лечь спать, хорошо выспаться. Не стоит приходить на концерт задолго до выступления, т.к. это может послужить причиной усталости, выработки лишнего волнения (пришёл рано, встретился со всеми, «зарядился» их страхами). Желательно знать какое время нужно именно данному человеку для того, чтобы разыграться и повторить программу, лучше всего по нотам. Много заниматься, что-то пытаться доучить не стоит. За многие годы я выработала для себя определённый режим, которому следую, по сей день. Такая предсказуемая стабильность очень хорошо сказывается на сценическом самочувствии.

Совет: Составьте для ученика оптимальный предконцертный режим. И научите следовать ему! Повторяемость определённого «ритуала» перед выступлением весьма положительно воспринимается учениками и настраивает на концертный лад. Если перед выходом на сцену и для большей уверенности Ваш ученик привык побаловать себя шоколадкой, не лишайте его такой возможности. Кстати, быстрые углеводы не только повышают настроение, но и дают заряд энергии!

Все вышеизложенные причины в той или иной степени влияют на выступление ученика. Задача педагога - вовремя заметить и распознать проблемы, которые ведут к провалу на сцене, и корректировать их с помощью различных методов, описанных в профессиональной методической литературе, на основе своего опыта или опыта автора работы. Пусть выступление вашего ученика будет гордостью для вас, радостью для родителей и победой выступающего!



Далее

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Статьи по педагогике, психологии, методике для преподавателей-музыкантов ДШИ.
Copyright Алексей Тильков © 2024
При копировании материалов с сайта активная ссылка на сайт обязательна!