Вторник, 23.04.2024, 16:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Все для преподавателя-музыканта



Меню сайта
Статистика
Яндекс.Метрика

Теория нейро-лингвистического программирования.















Теория нейро-лингвистического программирования.



Основные положения.


Все люди получают, осмысливают и хранят информацию об окружающем мире, пользуясь зрением (визуально, в картинках), слухом (аудиально, в звуках), осязанием и внутренними ощущениями (кинестетически, в прикосновениях и чувствах). Наше мышление состоит из этих картин, звуков, ощущений. Все, что мы когда-либо пережили, воссоздается через эти чувства в памяти и управляет нашими способностями и убеждениями. Качества и свойства представлений, основанных на одном из чувств человека, называют репрезентативной системой (модальностью).


Нужно уточнить одну особенность восприятия информации, которая может быть связана как с наличием у человека разных преобладающих каналов ввода-вывода ( человек может усваивать информацию читая, а выводить ее ему легче пересказывая), так и с некоторыми изменениями предпочтений в получении и передаче информации в процессе развития организма человека, а особенно детей. Всем известно, что маленькие дети постигают мир в основном на ощупь, а подростки в большей степени направлены на зрительное восприятие.


Ведущая репрезентативная система (преобладающая модальность) - система, которую индивид привык использовать для доступа к информации. Упрощенно говоря, если человек получает информацию из внешнего мира и передает ее в основном на слух, то его ведущая система носит название “аудиал”, если в основном через движение (внутреннее или внешнее), то это “кинестетик”, а если в основном через зрение, то перед нами “визуал”. Найти человека имеющего лишь одну модальность невозможно, следует говорить о развитых в большей или меньшей степени у данного человека модальностях, и о преобладающей модальности, которую человек использует чаще всего.


Необходимо так же отметить, что в стрессовых ситуациях человек при работе с информацией использует свою преобладающую модальность, а часто только ее одну, блокируя информацию, поступающую по другим каналам восприятия.



Выявление ведущей модальности человека.


Имеются внешние признаки, указывающие, какую репрезентативную систему - аудиальную, визуальную, кинестетическую - использует человек. Это индикаторы, характеризующие человека во взаимоотношениях с другими людьми на основе его опыта и предпочитаемой им репрезентативной системы. Нейрологические индикаторы показывают непроизвольную деятельность нервной системы (направление движения глаз, локализацию непроизвольных движений, внутренний голос, скорость нервной деятельности, используемые в речи слова-предикаты). Поведенческие индикаторы показывают произвольную деятельность (организованность, внешний вид, свойства произвольного запоминания, поведение, и т.п.)


Нейрологические индикаторы можно определить, задавая человеку вопросы о том, как он выполняет ту или иную операцию в повседневной деятельности, и затем наблюдая за его поведением. Прежде чем он ответит на ваш вопрос, его глаза в течение 1-2 секунд сдвинутся. Первое их движение укажет на ведущую модальность. Движения зрачков в НЛП называются глазные ключи доступа.


Если движение зрачков вверх или они остались на месте, значит, сознание человека принимает зрительные (V) сигналы; вправо или влево по горизонтали или влево вниз - аудиальные (A), вниз или вправо вниз - кинестетические (K). Также можно узнать обращается человек к своей памяти, припоминая (правая сторона), или он моделирует события, фантазируя ответ (левая сторона). Движение влево вниз указывает на внутренний диалог.


Так движутся зрачки у правши, у левши движение будет зеркальным.


Ожидая ответа на вопрос, кроме движений зрачков, можно понаблюдать и за жестикуляцией рук. Если руки вашего собеседника начали перемещаться вверх, значит, его сознание в этот момент времени обрабатывает зрительные сигналы (V); если влево или вправо по горизонтали, либо собеседник находится в позе саксофониста, значит, его сознание в этот момент времени обрабатывает звуковые сигналы (А); если вниз, значит, его сознание в этот момент времени обрабатывает кинестетические сигналы (К).


Скорость нервной деятельности человека и его мышления проявляются в темпе его дыхания и скорости речи. Визуальной системе (V) соответствуют быстрый, прерывистый темп речи и частое дыхание; аудиальной (А) - размеренная, неторопливая речь и спокойное равномерное дыхание; кинестетической (К) - медленный темп речи, с придыханиями и паузами и глубокое, медленное дыхание с возможными паузами.


Беседуя с человеком можно определить его ведущую репрезентативную систему по используемым в речи специфическим словам, поскольку основные модальности кодируются в устной речи человека. В визуальной системе (В) используются слова вижу, смотрю, взгляд, присмотреться, цвета, а также ясный, сверкающий, мерцать и т. п., в аудиальной (А): слышу, говорю, кричать, шум, тишина, рассказывать, озвучивать, и т. п., в кинестетической системе (К) - ощущение, мокрый, чувство, напрягаться, хватать, приятно и т.п.


Представим таблицы нейрологических и поведенческих индикаторов из книги М.Гриндера с некоторой корреляцией В.И. Эльмановича и А.Любимова.


Нейрологические индикаторы.



Движения глаз

Скорость процесса

Локализация

Предикаты

Визуальный

(^ [направо вверх]

Самая быстрая

Вокруг глаз: мигание, прищуривание нахмуренные брови

кажется, взгляд, яркий, перспектива, фокус, красочный

Кинестетический

v ) [налево вниз]

Самая медленная

Изменения и движения от шеи и ниже

схватывать чувствовать, трогать, придерживаться

Аудиальный

00 [глаза в сторону]

Ритм метронома

Движения и изменения вокруг
рта, ушей; звуки “а”, ”гм”

тон, громкий отзвук, послышалось, звучит как..., ритмичный



Поведенческие индикаторы.







Визуальные

Аудиальные

Кинестетические

Организован

Разговаривает сам с собой

Отвечает на физическое вознаграждение

Опрятный и дисциплинированный

Легко отвлекается

Стоит близко, касается людей

Наблюдателен

Шевелит губами, проговаривает слова при чтении

Ориентирован физически

Спокойный (не шумный)

Легко повторяет услышанное

Обилие движений

Ориентирован на внешний вид

Более
предпочитает счет и письмо

Богатые физические реакции


Более осмотрительный

Легко
осваивает языки

Раннее физическое развитие

Хороший рассказчик. Запоминает картины.

С трудом запоминает словесные инструкции

Говорит ритмическими фразами.

Обучается, слушая.

Любит музыку.

Обучается, делая. Запоминает, гуляя.

При чтении водит пальцами.

Меньше отвлекается на шум

Может
имитировать тон, высоту голоса

Много жестикулирует.

Помнит то, что видел

Помнит
то, что обсуждал

Помнит общее впечатление

Испытывает замешательство, читая слова, которые раньше не видел

Самый разговорчивый любит дискуссии, рассказывает всю последовательность слов

Лаконичен, тактичен, использует активные движения

При разговоре подбородок вверх, голос высокий

При
разговоре внимание к интонации голоса

При разговоре подбородок вниз, голос ниже

В чтении силен, успешен, скор

Хорошо читает новые слова

Любит книги, ориентированные на движение

Живая, образная фантазия

Сильный интуитор.


Слышит звуки, голоса


Слаб в деталях






Далее





"Хрестоматия адаптированного репертуара" для учащихся с невысоким уровнем развития музыкальных способностей.


Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Статьи по педагогике, психологии, методике для преподавателей-музыкантов ДШИ.
Copyright Алексей Тильков © 2024
При копировании материалов с сайта активная ссылка на сайт обязательна!