Воскресенье, 28.04.2024, 16:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Все для преподавателя-музыканта



Меню сайта
Статистика
Яндекс.Метрика

Актуальные проблемы организации и работы оркестров баянистов и аккордеонистов в детских школах искусств















А. Тильков


Актуальные проблемы организации и работы оркестров баянистов и аккордеонистов в детских школах искусств


г. Тамбов 2023 г.





В настоящее время оркестры баянов в школах искусств становятся достаточно редким явлением и тому есть несколько причин. Во-первых, это сокращение набора учащихся на этот инструмент. И если аккордеон всё-таки востребован среди детей и их родителей, то наборы на баян сокращаются значительно. Во-вторых, на развитии оркестров баянов негативно сказываются предпрофессиональные учебные планы, которые отводят больше времени хоровому воспитанию. Согласно этим учебным планам [1] с 1-го по 3-й класс учащиеся народного отделения 8-летней ОП обязаны посещать хоровой класс. Разумеется, чтобы создать оркестр из 16-ти человек, в который входили бы учащиеся оставшихся классов (с 4-го по 8-й) необходимо в школу ежегодно принимать по 4-5 учащихся на обучение по этим инструментам, без учёта отсева учащихся по разным причинам. А с учётом естественного отсева эти цифры ещё больше - 6-7. Такой набор может себе позволить лишь школа с большим контингентом учащихся.


Но и большие школы не всегда могут похвастаться наличием оркестра баянов. Как правило, в таких школах существует большой оркестр народных инструментов, в составе которого необходимы не только баяны, но и другие инструменты - от балалаек секунд и альтов, до басовых инструментов. А лучших исполнителей на басах и контрабасах чем баянисты сложно найти: и басовый ключ уже знают, и понимают, как музыкально играть подголоски, поскольку большинство со 2-го класса играет полифоническую музыку. А если нет ОРНИ, то есть большой духовой оркестр, где также необходимы альты, баритоны, тубы, или большой хор...


В-третьих, в связи с некоторым тембровым однообразием баянов ещё полвека назад такому оркестру требовался как минимум оркестровый бас или контрабас [2] ведь «...полноценное звучание ансамбля немыслимо без сильного сочного баса» [5]. В настоящее время, в связи с широким распространением электроинструментов, в составе оркестра желательна бас-гитара. Улучшить тембровое звучание оркестра поможет введение ритм-гитары и ритм-секции ударных (ударной установки). Вопросы присутствия исполнителей на этих инструментах на репетициях полностью ложатся на руководителя.


Но и на этом проблемы не заканчиваются. Для оркестра баянов ДШИ издаётся очень мало партитур, практически нет современного репертуара, созвучного нынешней эпохе, отличающегося яркостью и запоминающимися мелодиями, но не трудного для исполнения учащимися. Если ещё 15 лет назад учащимся были интересны пьесы А.Доренского и Е.Дербенко, то у сегодняшних учеников яркого эмоционального отклика они уже не вызывают.


Таким образом, на пути руководителя оркестра баянов встаёт огромная стена из проблем, которые необходимо решать. Наверное, именно поэтому многие преподаватели и предпочитают ограничиваются малыми ансамблями - дуэтами и трио, составляя их из лучших учеников класса. Удел же остальных баянистов, не обладающих ярким талантом и выдающимися способностями, набивать мозоли, играя на домрах и балалайках или развивать свои лёгкие в хорах и духовых оркестрах.


В тоже время, трудно переоценить значение оркестра баянов для индивидуального развития учащегося класса баяна независимо от его способностей. Ансамблевое музицирование на своём родном инструменте имеет огромное значение в развитии учащихся. В таком коллективе каждый ученик независимо от своего уровня освоения инструмента может найти занятие по душе, играя на своём родном и знакомом с первого класса инструменте. Как говорит Н. Ризоль «Чем меньше ансамбль по количеству участников, тем больше удельный вес каждого, тем бо́льшая нагрузка ложится на него» [5], а значит справедливо и обратное утверждение - чем больше участников ансамбля, тем меньше нагрузка на каждого! Двигательно-активные ребята - это ритмическое наполнение ансамбля, аудиально активные - это исполнители теноровых партий, учащиеся младших классов удержат аккорды педали (пусть и в дивизи), ну а сольные партии - удел подвинутых ребят поскольку, как было сказано ранее, 1-2 хороших баяниста есть в каждой школе искусств.


Следует отметить, что как правило, именно учащиеся не очень успешно показывающие себя в сольном исполнительстве, в ансамблевой игре проявляют себя вполне неплохо [5] и оркестр баянов зачастую становится их любимым предметом и точкой опоры в дальнейшем развитии учащегося на уроках специального инструмента. Многие из них и после окончания школы продолжают, уже в качестве выпускников, совершенствовать свои исполнительские качества в составе коллектива.


Так есть ли возможность преодоления высказанных ранее препятствий в целях развития исполнительских способностей всех учащихся класса баяна и аккордеона? По мнению автора есть. Это создание на базе класса баяна и аккордеона большого ансамбля баянистов и аккордеонистов.


Точная граница между оркестром и ансамблем баянов не определена. Так Е. Максимов [2] считает, что основой оркестра является наличие и число определённых групп в коллективе играющих одну и ту же партию, т.е. дублирование, а наличие дирижёра не считает признаком оркестра. Утверждая с одной стороны, что в ансамбле каждый голос солирующий, с другой стороны он допускает удвоение партий в ансамблях более квартета. Так же считают и составители предпрофессиональной программы «Ансамбль», допуская дублирование партий «по усмотрению руководителя ансамбля» [1]. Учитывая, что речь идёт именно о «руководителе», можно предположить, что это тот человек, который решает какой будет интерпретация музыкального произведения. С. Попов [4] считает признаками оркестра наличие как минимум одной оркестровой группы, объединяющей инструменты, схожие по устройству, но различные по высоте звучания, а также включающей хотя бы два инструмента каждого или почти каждого вида. Кроме того, для оркестра (как и для хора), в отличие от ансамбля, типично наличие коллективных партий, каждая из которых играется сразу несколькими исполнителями на инструментах одного вида. Наконец, во главе оркестра, по его мнению, как правило, стоит дирижёр. Личность дирижёра рассматривается им так же в контексте «интерпретатора» музыкального произведения. В то же время, С. Попов не рассматривает в контексте оркестра ОРНИ оркестр гармоник.


Таким образом, сделаем вывод, что коллектив, состоящий из 10 человек, несколько из которых будут играть на аккордеонах одинакового диапазона, несколько на баянах одинакового диапазона, причём некоторые будут играть одну и ту же партию вдвоём, и контрабаса, при наличии руководителя решающего как будет звучать то или иное произведение можно назвать ансамблем. И даже если руководитель встанет за дирижёрский пульт и будет руководить интерпретацией произведения, это будет ещё ансамбль. А если количество человек будет более 10-ти, но менее 15-ти? А если контрабас заменит бас-гитара? А если добавится ритм-гитара, ударные инструменты и фортепиано? Сделает ли это ансамбль оркестром?


По мнению автора, назвать коллектив оркестром, в составе которого наличествует 5 партий баянов и аккордеонов, которые исполняют по одному или по два человека, даже если в его составе есть бас-гитара, ритм-гитара, ударные инструменты и фортепиано сложно. Даже если им руководит дирижёр. Уместнее было бы назвать такой коллектив «большим ансамблем». Состав такого коллектива будет варьироваться от 9 до 14 учащихся. Партитура «большого ансамбля» будет состоять из партий сопрано I - мелодическая линия (баяны), сопрано II - мелодическая линия (аккордеоны), альты I - аккомпанемент (баяны), альты II - педаль (аккордеоны или баяны) и тенор - педаль или линия нижнего голоса (аккордеоны или баяны). Таким образом, контингент учащихся при наполнении по 2 учащихся на партию может составить от 4-х до 8-ми учащихся класса баяна и от 2-х до 6-ти учащихся класса аккордеона, а если какие-то партии будет играть один человек, то и того меньше. Общий состав ансамбля будет варьироваться от 10 до 14 человек, из них от 6 до 10 учащихся класса баяна и аккордеона. Подобный состав позволяет гибко использовать в ансамбле учащихся класса баяна и аккордеона со 2-го по 8-й класс, что также допускается программой [1]. Это можно сделать, например, таким образом: сопрано I (баяны, уч-ся 5-8 кл.), сопрано II (аккордеоны, уч-ся 5-8 кл.), альты I (баяны уч-ся 3-8 кл.), альты II (аккордеоны или баяны уч-ся 2-3 кл.), тенор (аккордеоны или баяны уч-ся 5-8 кл.).


Применение в таком ансамбле аккордеонов позволяет разнообразить тембр, используя как инструменты с ломаной декой, так и без неё, а так же различные сочетания регистров аккордеона, включая и настроенный «в разлив» аккордеонный регистр «концертино». Кроме этого, необходимы партии бас-гитары и ударных инструментов. Эти партии смогут исполнять учащиеся класса гитары, набор на которую есть в каждой школе. Желательна партия ритм-гитары, которая может эпизодически применятся и как солирующий инструмент, и как новый тембр в подголосках.


Более того, в постоянный состав оркестра баянов всё настойчивее врывается рояль с его неповторимым тембром и возможностью поддерживать разные функции оркестра от фигурационной («гусельной») или аккордовой педали, до поддержки баса, контрапунктов и красочных сольных разбавлений баянного и аккордеонного тембров. Такую краску можно внести и в наш «большой ансамбль». Исполнение партии рояля желательно доверить профессиональному концертмейстеру. Это тот человек, который не только внесёт новый яркий тембр в звучание гармоник, но и возьмёт на себя многие технические и технологические трудности партитуры, что позволит детям играть достаточно сложную музыку даже при невысоком техническом уровне их подготовки.


Название «большой ансамбль» решает и ещё одну задачу. Дело в том, что предмет «Ансамбль» включается в основную часть учебного плана [3] и эти часы могут быть использованы как на групповые (мелкогрупповые разводные репетиции), так и на индивидуальные (изучение партий) занятия.


Таким образом, решается большинство поставленных автором в начале статьи проблем. Но остаётся ещё одна - репертуар. Репертуар для такого ансамбля найти достаточно сложно и здесь важны навыки руководителя как инструментовщика и аранжировщика.


Подобный ансамбль баянистов-аккордеонистов (такое название, по мнению автора, более уместно, чем название «ансамбль гармоник») успешно действует в МБУДО ДШИ №5 города Владимира. Изначально, при создании ансамбля баянистов и аккордеонистов ДШИ №5 в 2007 году ставились две задачи. Первая - это в ансамбле играют все учащиеся со второго (8-9 лет) по седьмой (15-16 лет) класс, независимо от развития музыкальных способностей и играют на инструментах своей специальности и вторая - никаких иллюстраторов с сольными партиями, играют только дети. Дети, учащиеся класса гитары, исполняют так же партии бас-гитары, ударных инструментов, ритм-гитары. По мере развития исполнительских навыков учащихся класса ансамбля, было решено ввести в коллектив концертмейстера фортепиано на постоянной основе.


В настоящее время образцовый коллектив Ансамбль баянистов-аккордеонистов - украшение концертов народного отделения ДШИ, многих концертов проводимых за пределами ДШИ, а также отчётных концертов школы. Результативно его участие и в конкурсах. Так, на всероссийском конкурсе «Родная Земля» (г.Владимир 2022г.) ансамбль стал обладателем звания Лауреата II степени, уступив лишь ансамблю ДМШ при Владимирском областном музыкальном колледже им. А.П. Бородина.


В связи с вышеназванными подходами создавался и концертный репертуар. Он должен был быть интересен учащимся всех возрастов и не труден для их исполнения.


На первых порах становления коллектива использовался детский репертуар, а так же эстрадные пьесы Е. Дербенко, А. Доренского, Р. Бажилина. Уже тогда стало понятно, что в первую очередь детям интересна современная (прошу не путать с поп-культурой), но ставшая уже знакомой музыка, известная им по фильмам, компьютерным играм, звучащая на интернет-форумах и в ютьюбе. Почувствовав этот интерес, удалось сделать современную музыку объединяющим фактором ансамбля. Конечно, в концертную программу и в репертуар ансамбля в обязательном порядке входит и классическая, и народная музыка, и оригинальные произведения различных форм, но именно современная музыка явилась краеугольным камнем, положенным в основание коллектива.


Следует отметить, что сделать это было непросто. Очень часто никаких нотных источников такого рода репертуара не существует, а те, что есть, насыщены текстовыми и фактурными неточностями, осознанно сделанными в угоду тому или иному исполнителю. И при сравнении звукового и нотного вариантов инструментовщик остаётся в недоумении от их несоответствия. Так, например, нотный вариант пьесы В.Кулакова «Поезд в час тридцать» написанный автором для фортепиано, не соответствует звукозаписи этой пьесы в исполнении фортепиано с оркестром.


В большинстве случаев, пьесы для ансамбля баянистов-аккордеонистов это результат создания своей аранжировки на основе многих существующих. Так создавались аранжировки музыки композитора Р. Джавади из сериала «Игра престолов»


и музыки Д. Соула из компьютерной игры «Древние свитки».

Впрочем, иногда удачная аранжировка уже существует в звуковом виде и её нужно лишь подобрать на слух и записать нотами, вычленив из звучащей партитуры отдельные составляющие партий, а затем инструментовать их. Так в репертуаре ансамбля появилась музыка из кинофильма «Терминатор» в аранжировке Ф.Фомина и В.Хлистунова,

пьеса «В ожидании» неизвестного автора,

Шотландская народная песня «Зелёные рукава», в обработке неизвестного автора.


Иногда, пьеса известная многим и хорошо звучащая в оркестре народных инструментов с силу специфики гармоник имеет части не звучащие в ансамбле баянов и аккордеонов. Тогда инструментовщику ничего не остаётся, как делать адаптированный вариант пьесы с изменением нотного текста (А. Куклин «Волшебный фаэтон»).


Иногда пьеса существует в аранжировке для ОРНИ и используя эту нотную запись, можно создать на её основе свою аранжировку (K.Бадельт музыка из кинофильма «Пираты Карибского моря»).

Так постепенно складывается репертуар коллектива. За эти годы создано много аранжировок и инструментовок музыки, часть из которых уже прочно вошли в репертуар и повторяются спустя несколько лет с разными учащимися, а часть являются уникальными.


Надеюсь, что эта статья даст толчок к созданию ансамблей баянистов-аккордеонистов в других школах, осуществит возможность всем ученикам класса баяна и аккордеона играть на родных им инструментах, позволит ускорить их индивидуальное развитие как в классе специальности, так и в классе ансамбля, играя на знакомых с первого класса и любимых ими баянах и аккордеонах, а предмет «Ансамбль» станет ими настолько любим, что они станут посещать его и после окончания обучения



Список литературы и источников


1. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» по учебному предмету ПО.01.УП.02. «Ансамбль» / разработчики Н. М. Бурдыкина, И. И. Сенин. – Москва: М-во культуры Рос. Федерации, 2012. – 42 с. – Текст: непосредственный.


2. Максимов, Е. Ансамбли и оркестры баянистов / Е. Максимов. – Москва: Музыка, 1966. – 104 с. – Текст: непосредственный.


3. Примерные учебные планы по дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты» 8, 9, 5 и 6 лет обучения. – Москва: Ин-т развития образования в сфере культуры и искусства, 2012. – 19 с. – Текст: непосредственный.


4. Попов, С. С. Инструментоведение: учебник / С. С. Попов. – 6-е изд., испр., доп. – Санкт-Петербург: Планета музыки, 2023. – 440 с. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/316037 (дата обращения: 07.07.2023). – Режим доступа: для авториз. пользователей.


5. Ризоль, М. Очерки о работе в ансамбле баянистов (На основе опыта квартета баянистов Киевской филармонии) / М. Ризоль. – Москва: Совет. композитор, 1986. – 224 с. – Текст: непосредственный.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Статьи по педагогике, психологии, методике для преподавателей-музыкантов ДШИ.
Copyright Алексей Тильков © 2024
При копировании материалов с сайта активная ссылка на сайт обязательна!