Пятница, 26.04.2024, 06:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Все для преподавателя-музыканта



Меню сайта
Статистика
Яндекс.Метрика

Статья "К вопросу о применении НЛП в музыкальной педагогике"














А. Тильков


К вопросу о применении нейро-лингвистического программирования в музыкальной педагогике.



От автора


Впервые к теме применения нейролингвистического программирования (НЛП) в музыкальной педагогике автор обратился в 2006 году. Необходимость в такого рода работе возникла по причине разноплановости учащихся класса переведенных от других преподавателей и необходимости эффективного взаимодействия с ними. Большой помощью для автора явилось посещение уроков преподавателя ВОМК им. А.П. Бородина и СДМШ при ВОМК Андрея Владимировича Тупичкина, который на них дал представление о том, что один и тот же учебный материал можно легко, доступно и быстро донести до любого ученика, используя различные методики и техники работы с учащимися.


Толчком для осознанного применения НЛП в практической деятельности послужило выступление на III методической конференции «Проблемы исполнительства и пути их разрешения» для преподавателей классов баяна и аккордеона малых школ Владимирской области (2007г.) преподавателя, психолога ВОМК им. А.П. Бородина, старшего преподавателя кафедры музыкального искусства ВГГУ Людмилы Петровны Черниковой. В ее выступлении, кроме всего прочего, была рассмотрена теория НЛП, а также книга М. Гриндера «Исправление школьного конвейера», которую Людмила Петровна представила для слушателей конференции. Увлекшись данной темой автор стал по мере изучения ее основ, применять положения НЛП на практике.


Результаты полученные в ходе работы были настолько интересны, что в 2009 году при помощи Людмилы Петровны были оформлены в виде реферата. В 2010 году он был представлен на VI методической конференции "Проблемы исполнительства и пути их разрешения" для преподавателей классов баяна и аккордеона малых и на областном смотре-конкурсе профессионального мастерства преподавателей и концертмейстеров ДМШ, ДХШ, ДШИ Владимирской области, где был отмечен дипломом Лауреата III степени.


Актуальность темы и ее новизна послужили поводом к предложениям автору выступить с докладами как в школах города Владимира, так и на различных конференциях. Например, на I городской открытой музыкально-теоретической конференции «Развитие музыкального образования и культуры во Владимирской губернии», по результатам которой статья в 2012 году вышла в одноименном сборнике и на областной научно - методической конференции «Актуальные проблемы современного исполнительства на народных инструментах» (номинация баян – аккордеон).


Учитывая большой интерес к данной теме, автор продолжил ее разработку и она послужила началом циклу статей о применении НЛП в разных аспектах деятельности преподавателя. Работы о подготовке репертуара для учащихся и о работе над их техническим развитием представлялись на городских, областных и всероссийских методических конференциях, на областных курсах повышения квалификации, печатались как в сборниках методических трудов, так и в периодических изданиях. Методическая работа «Практика использования нейролингвистического программирования в работе над репертуаром» стала Дипломантом областного конкурса педагогического и исполнительского мастерства педагогических работников образовательных учреждений сферы культуры Владимирской области в 2013 году.


В 2014 году автором была издана "Хрестоматия адаптированного репертуара" для баяна и аккордеона в которой показаны возможности практического применения нейролингвистического программирования в работе над репертуаром. Она была отмечена дипломом Лауреата II степени областного конкурса методических работ педагогических работников ДМШ, ДШИ, ДХШ, ДШХ Владимирской области в 2016 году.


Уточненная и несколько раз переработанная за эти годы работа стала лауреатом на многих конкурсах, в том числе и Всероссийском конкурсе педагогического мастерства «Профи», где ее автор вначале стал Призером I степени, а потом был признан Абсолютным победителем этого конкурса сезона 2014-2015 года с награждением соответствующим дипломом и медалью.


На сайте статья размещается в сокращении.


Из практики (быль).


Разговаривают два преподавателя. Один говорит:
- Я ученику поставил двойку за год - он абсолютно ничего не знает!
Второй спрашивает:
- А, что он в этом году он много болел, часто уроки пропускал, может быть прогуливал?
- Нет, был на всех уроках.
- А может он на уроках ничего не делал?
- Нет, занимался.
- Может, говорил, что заниматься не хочет?
- Нет, ходил с удовольствием.
- Тогда кому нужно ставить двойку?
.......


Введение


При работе с учащимися музыкальной школы часто приходится сталкиваться с тем, что учащийся в силу каких-то малопонятных причин не может выполнить программу и не может подготовить в срок выступление на академическом концерте. Таких учащихся принято называть «слабыми». Проблему обучения слабых учащихся рано или поздно приходится решать всем преподавателям. Для таких учащихся подбирается легкая программа, минимизируются технические и художественные трудности, но это очень часто не помогает. Некоторые из них кое-как все-таки оканчивают школу, а кто-то просто не доучивается до конца и “отсеивается”.


Анализ работы ведущих преподавателей показывает, что основой успешной работы с учеником является индивидуальный подход к нему, учет сильных и слабых сторон его личности. Все успешные преподаватели используют свой. Кто-то интуитивно ищет подход к ученику, перебирая возможные варианты общения, кто-то делит учеников по темпераменту (холерик, сангвиник флегматик, меланхолик) и от этого отталкивается, выбирая методы работы, кто-то использует (и это не шутка) черты характера по гороскопу. Кстати, известный факт, что, например, самый музыкальный знак гороскопа - «рыбы». Однако все выше перечисленные методы работают не во всех случаях и часто не помогают преподавателю установить тесный контакт с учеником.


В наше время дополнительное образование невозможно представить без новых подходов к обучению, обеспечивающих его интенсификацию и обучение на профессиональной основе детей, обладающими теми и или иными проблемами, а это может сделать лишь преподаватель, обладающий современными знаниями и умениями. Преподаватель должен знать и уметь применить на практике методы, позволяющие легко донести информацию до учащихся и затем легко проверить правильность ее усвоения учеником, а ученику легко ее воспринять и применить в практической деятельности, не затрачивая больших усилий.


Это методы воздействия на человека известные в психологической науке. Они применяются в рекламе, их используют продавцы в сетевом маркетинге, им обучают менеджеров, они применяются в политических технологиях. Преподаватели же должны использовать их в своих благих целях обучения учащихся.


Разумеется, в целом предлагаемая к рассмотрению технология на первый взгляд сложна и разнообразна и многие авторы используют ее положения по разному, до сих пор развивая и дополняя ее, но автор предлагает начать использовать хотя бы основные ее положения. И еще: данная технология это не панацея, но результаты такого подхода на сегодняшний день все-таки более удовлетворительны, чем все другие.





Далее





"Хрестоматия адаптированного репертуара" для учащихся с невысоким уровнем развития музыкальных способностей.


Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Статьи по педагогике, психологии, методике для преподавателей-музыкантов ДШИ.
Copyright Алексей Тильков © 2024
При копировании материалов с сайта активная ссылка на сайт обязательна!