Четверг, 25.04.2024, 13:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Все для преподавателя-музыканта



Меню сайта
Статистика
Яндекс.Метрика

НЛП и педагогика.














Разделение учащихся класса по модальностям.


Применительно к музыкальной педагогике большое значение имеет преобладающая модальность ”аудиал“, поскольку учащемуся требуется представлять звучание музыки для последующего ее воспроизведения посредством голоса или инструмента. Но кинестетический вывод информации при игре на некоторых инструментах требует преобладания модальности ”кинестетик“. По данным исследования преподавателя ВОМК, старшего преподавателя кафедры музыкального искусства ВГГУ Черниковой Л.П., в ВОМК в целом преобладают учащиеся ”аудиальной“ модальности. М. Гриндер приводит статистику общеобразовательных школ США. Там в обычном классе из 30-ти учеников в среднем у 22-х визуальные, аудиальные и кинестетические способности развиты достаточно хорошо.


Остановим внимание на других учащихся, которых М.Гриндер называет “трансляторы” - это преимущественно визуалы (В), или аудиалы (А), или кинестетики (К). Учащиеся с одним преобладающим каналом работают успешно тогда, когда получаемая ими информация проходит через их ведущий канал памяти (модальность). Когда же учитель переключается на другую модальность, то учащемуся приходится прилагать усилия, чтобы перевести информацию в свою модальность. Такая трансляция требует временного отключения от реальности и ученик в это время не понимает учителя и может не усвоить ту информацию, которую учитель хочет донести. В результате у ученика появляется серия пробелов в информации.


Слабое место таких детей - то, что предпочитая одну модальность в жизни, они очень слабы в других. Поэтому, что бы организовать эффективное взаимодействие учащегося и преподавателя на уроке необходимо в первую очередь выявить модальности преподавателя, (и среди них ведущую), а затем выявить модальности (в т.ч. ведущую) ученика и на основе этой информации подбирать методы взаимодействия с учащимися. Большое значение в таком взаимодействии имеет также стиль работы преподавателя, использующего в работе с учащимися одну или несколько модальностей.


Поскольку вывод информации при игре на инструменте в основном кинестетический, то далее будем говорить преимущественно о вводе информации учеником.



Особенности стиля обучения преподавателей.


Когда преподаватель учит, используя видение, слышание, прикосновение, ученик получает информацию по одному или нескольким каналам восприятия. Конечно, желательно учить многосенсорно, используя в работе над одним и тем же материалом смесь визуальных, аудиальных и кинестетических приемов (методов) работы. Однако бывают случаи, когда преподаватель использует свой предпочитаемый стиль. М. Гриндер приводит следующую сводную таблицу описаний внешних и функциональных признаков стиля обучения.




 

ВИЗУАЛЬНЫЙ

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ

Комната (кабинет) Внешний вид

Опрятная, колоритная.

Выглядит опрятно

Рабочее место

Организовано, упо­рядочено в соответствии с размером, цветом, вещи расположены в вертикальном порядке

Масса материалов, несколько рабочих мест, все организовано функционально.

 

Таблицы

Периодически меняют

Любит демонстрировать работы учеников, оставляет таблицы, вещи на стендах долго после окончания работы с ними

Одежда

Аккуратно подобран цвет, приоритетен внешний вид.

Удобна, предполагает комфорт, а не внешний вид.


В данной таблице нет замечаний о внешнем виде преподавателя-аудиала; возьмем на себя смелость описать их, поскольку такие преподаватели на музыкальных отделениях не редкость. Преподаватель-аудиал оформляя кабинет, любит окружать себя вещами, имеющими для него ценность в той степени, в которой он может рассказать историю этих вещей. Все предметы комнаты (кабинета) (книги, фотографии, музыкальные инструменты, портреты на стенах) имеют историю, которую можно рассказать. Комната обычно выглядит хорошо, но для ее оформления преподавателю требуется прилагать усилия. На рабочем месте минимум рабочих материалов. Наглядных пособий не много, но если они есть, прежде чем ими воспользоваться учитель любит рассказывать историю их появления или изготовления. На одежде женщин - учителей также присутствуют украшения, мужчины часто носят значки и др. предметы о которых могут рассказать.



Представление инструкции (информации)



ВИЗУАЛЬНЫЙ

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ

АУДИАЛЬНЫИ

Говорит быстро, использует
визуальные указатели (поверх голов, доска). Хочет охватывать большой объем содержания, придает цельность форме.

Не теряет обратной реальной связи в языке учеников.

Говорит медленно. Использует манипуляции (передает, берет). Вовлекает учеников в проекты, игры, сценарии. Придает больше важности содержанию. В оценке учеников ориентируется на то, что они умеют делать.

Дает ученикам совместную работу в группах, использует массу демонстраций.

Говорит ритмично. Любит дискуссии в классе. Учитель или ученик читают на уроке. Склонен повторять комментарии учеников. Любит поучения, начинающиеся со слов “Сколько раз ...” . Отвлекается от темы урока. Комментирует словами “хорошо”, “гм”.


Используя характеристики из этих таблиц, можно выявить преподавателей, демонстрирующих предпочтение одной модальности. Хотелось бы отметить, что лучшие преподаватели это те, которые проявляют смесь всех характеристик с преобладанием визуальных или кинестетических. При явном преобладании аудиальных характеристик человек будет очень хорошим концертмейстером, но практика показывает, что преподавать качественно ему будет очень трудно.


Несовместимость стиля преподавания преподавателя и модальности учащегося может привести к непониманию ими друг друга и ограничению процесса обучения. В случае, который приведен в эпиграфе, учащийся был явный “кинестетик”, а преподаватель использовал “визуальный” стиль обучения, что в итоге привело к отсутствию контакта между преподавателем и учеником и как следствие этого, к отчислению учащегося из музыкальной школы. Кроме того, учитывая, что в стрессовой ситуации человек всегда применяет ведущую модальность, даже хорошие преподаватели, работающие с учениками многосенсорно, показывая открытые уроки, нередко переходят на свою ведущую модальность и испытывают трудность в работе с учеником, имеющим другую преобладающую модальность и в данной стрессовой ситуации использующим именно ее.



Создание раппорта



Преодолеть ситуацию конфликта можно лишь вызвав чувство доверия учащегося, показав, что преподаватель такой же как и ученик, что он – «свой» и заслуживает доверия. В отношениях ученика и учителя раппорт (или эмпатия) это состояние доверия, гармонии и сотрудничества во взаимоотношениях. Установить раппорт – это значит присоединиться к языку движений тела и восприятию реальности ученика. Но подстройка – это не подражание, которое преувеличенно копирует другого человека, и часто считается оскорбительным.


Если «отражать», как в зеркале, дыхание ученика, или его тон голоса, или темп его речи, или даже какой-нибудь конкретный жест или движение, на осознанном уровне он этого не заметит. Если он осознает это, значит, движения преподавателя были слишком прямолинейными, и ученик подумает, что преподаватель насмехается над ним. Но если сделать это тонко, то ученик будет осознавать, что по какой-то непонятной причине ему на уроке будет приятно и комфортно. В этом случае он будет готов заниматься столько, сколько нужно, лишь бы не прерывать это состояние.


Прежде, чем говорить с учеником на какую-то тему, преподавателю стоит вспомнить, сколько лет ученику, в каком классе он учится в школе, как зовут его родителей и классного руководителя. Следует узнать, в какие игры он играет, какую музыку слушает. Это не просто человеческий интерес или контроль, в НЛП это называется разделением реальности и подстройкой по ценностям. Одобрением того, что ученик считает своим, можно у него создать иллюзию глубокого понимания преподавателем.


Можно подстраиваться к распределению веса тела и к основной позе, ведь когда люди похожи друг на друга, они нравятся друг другу.


Подстройка к голосу является еще одним способом, которым вы можете установить раппорт. Вы можете подстроиться к тону, темпу, громкости и ритму речи. Это похоже на присоединение к пению или к игре на музыкальном инструменте: вы встраиваетесь и гармонично сливаетесь со звучанием.


Подстройка к дыханию является еще одним и очень мощным способом установления раппорта, ведь в глубоком раппорте, люди дышат в унисон.


Следует обратить внимание, что если вы чувствуете дискомфорт, когда подстраиваетесь, то в этом случае не обязательно подстраиваться непосредственно. Например, быстрое дыхание можно зеркально отображать небольшими ритмическими движениями своей руки, а беспокойные движения могут быть приближенно отражены раскачиванием тела. Это иногда называют перекрестной подстройкой, т.е. использованием некоторых аналогов поведения вместо непосредственного отражения.


Для создания раппорта необходимо следовать такой последовательности:


1. Получить внимание ученика. Заговорить о том, что его интересует, задать вопросы о его жизни и о его проблемах. Если не получено внимание ученика хотя бы на секунду, все действия пройдут мимо его реальности.


2. Направить свое внимание на то, что является реальностью для ученика и проявить искреннее участие в этом. Помочь в решении его проблемы советом, а если есть возможность, то и действием. Разделить с ним его радость и успех.


3. Встретив отказ не нужно бороться с ним. Нужно утилизировать его предложением, начинающимся со слова "тогда". «Нет, так нет, какие проблемы, тогда давайте просто зайдем с другой стороны».


4. Использовать вышеприведенные формы подстройки. Принцип похожести или подобия самый главный, он вызывает бессознательное доверие.


5. Быть в позитивном состоянии, больше улыбаться! Передавать свое позитивное состояние ученику.


И еще одно дополнение. Психика человека воспринимает любой запрет с частицей «не» как приказ. Поэтому преподаватель в общении должен формулировать свои мысли лишь в позитивном ключе, без тотальных запретов.



Далее





"Хрестоматия адаптированного репертуара" для учащихся с невысоким уровнем развития музыкальных способностей.


Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Статьи по педагогике, психологии, методике для преподавателей-музыкантов ДШИ.
Copyright Алексей Тильков © 2024
При копировании материалов с сайта активная ссылка на сайт обязательна!