Четверг, 25.04.2024, 20:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Все для преподавателя-музыканта



Меню сайта
Статистика
Яндекс.Метрика

Из опыта работы в классе баяна с учащимися имеющими одну преобладающую модальность














Из опыта работы в классе баяна с учащимися имеющими одну преобладающую модальность.



В тоже время при работе с учащимся использующими в общении одну преобладающую модальность необходимо в первую очередь применять методы работы характерные для его модальности. И именно с этими учащимися применение техники НЛП особенно актуально, интересно и результативно. В данном разделе приводятся методы и полученные результаты работы автора со слабыми учащимися, переведенными от других преподавателей в его класс.


Специфические особенности аудиала:


Константин Н. 8 класс по 7-летней ОП. При разборе нотного текста проговаривает ноты и аппликатуру вслух (и это в 8 классе!). Отвлекается на шум (можно махать руками он не остановится, а шум ему мешает). Хорошо запоминает на слух. Записи в дневнике не читает. До перехода в класс автора на ученике было клеймо неспособный. Костя очень неритмичный, тяжело учит конструктивные пьесы и полифонию. Имитационную полифонию стал играть лишь в 5 классе, хотя до этого хорошо владел выборной клавиатурой. Практически не имел навыков концертных выступлений. Не мог без остановок доиграть произведение до конца. Постоянно ускорял к концу произведений. Через два года занятий стал дипломантом и лауреатом зональных конкурсов. За учебный год участвует почти в 20 концертах. Занимается в 8 классе, склонен продолжить занятия музыкой в дальнейшем. Любимые произведения - кантиленного склада.


Методы работы:


Подбор репертуара достаточно сложен, поскольку должен быть мелодичен и приятен на слух. Конструктивный материал не воспринимается с большим трудом, особенно если имитационная полифония скупа на мелодичность.


В рассказе о произведении и композиторе использовать только самые интересные («жареные») факты биографии и никакого чтения вступительных статей и аннотаций - даже если ученик это и сделает, толку будет мало. При рассказе о стиле композитора - прослушать фрагменты других произведений.


Разбор нотного текста обязательно нужно начинать с проигрывания произведения, а еще лучше дать прослушать их аудиозапись. Определение границ частей и фраз необходимо производить на слух, но стараться, что бы ученик их показывал в нотах. Очень хорошо при разборе структуры произведения использовать сольфеджирование. В качестве эксперимента автор статьи перед разучиванием произведения прослушивал в классе и просил ученика слушать дома его аудиозапись. Результат - музыкальное произведение (В.Моцарт Анданте кантабиле из сонаты фа мажор) выучивалось за 1 месяц с правильным ритмом и темпом (и это слабый учащийся со слабыми навыками разбора и выучивания нотного текста и слабым метро-ритмом). До сих пор это любимое произведение ученика. При разборе нотного текста можно ноты проговаривать вслух, стараться учить видеть в тексте линии гамм и арпеджио.


Работа над текстом должна происходить при обязательном использовании ансамблевой игры с преподавателем. Желательно читать с начала до конца, что бы ученик слышал музыку полностью.


С такими учениками очень легко работать над фразировкой, и именно эту работу нужно использовать для привития ученику визуальных навыков работы с текстом. Такой ученик очень хорошо слышит достаточно сложные интонации и если ему их сыграть, то он их просто повторит, задача же преподавателя научить его слышать нотный «визуальный» текст.


Работа над штрихами, как правило, тоже проводится на слух. Большого труда стоит научить играть так, как написано в нотах. Аудиалам нравится штриховое разнообразие, но преподавателю нужно быть очень внимательным при разборе нотного текста учеником, и следить, чтобы штрихи сразу игрались именно те, которые написаны в нотах.


На работу над сменой меха с такими учащимися требуется много времени если проставлять ее в нотах конструктивного плана, но если она распределяется по фразировке, то ее можно совсем не ставить - ученик будет делать ее автоматически.


Работа над подготовкой к концертному выступлению в основном сводится к работе над техничными местами и закреплением фразировки и агогики.


На уроке голос преподавателя не должен быть статичен. Нужно использовать как можно более гибкую интонацию (учителя-визуалы имейте в виду - именно интонацию, а не громкость). Если голос будет монотонным, ученик может «пропустить мимо ушей» то, что вы говорите. В разговоре необходимо использовать «аудиальные» предикаты как то, например: говорить, слушать, молчать, звать, разговор, голос, мотив, мелодия, тишина, молчание, звук, громкий, тихий, звонкий, шумный, громко, вслух, молча, прислушаться к голосу разума, звонить во все колокола. Теперь послушай, что я скажу [2]. Расстояние между учеником и преподавателем должно быть. Оно небольшое, но достаточное, чтобы не касаться друг друга.


При подведении итогов урока необходимо, что бы ученик проговорил вслух свое домашнее задание.


Наилучшее поощрение - словесное одобрение «молодец», «очень хорошо»


Специфические особенности кинестетика:


Андрей Б. 8 класс по 7-летней ОП. Очень любит движения. В начале урока сразу берет инструмент и начинает играть. При разборе нотного текста часто теряется, если не удерживать внимание на нотном тексте, проводя по строчкам карандашом. Очень тяжело запоминает термины и приходится придумывать последовательность действий для их запоминания. При попытке ответа на вопросы преподавателя смотрит вниз. Для него цель всей работы - просто сыграть без ошибок и в связи с этим ему очень сложно ставить художественные задачи. Самым главным своим достижением автор считает то, что он, несмотря на все проблемы, ученик ходит в школу и занимается на инструменте, а заявление родителей о его отчислении из школы как напоминание о трудных временах лежит у автора на видном месте. Участвует во многих концертах школы, в выпускном классе был отобран на участие в отчетном концерте школы. Любимые произведения - обработки народных песен и танцев.


Методы работы:


Подбор репертуара не сложен. Нужно, чтобы движения были разнообразны и интересны. Сложно подобрать кантилену. Поскольку движения меха и пальцев однообразны, она должна быть либо короткой, либо разнообразной с точки зрения движений (например, Ф. Нефе «Ариозо»). Очень любит исполнять громкие технические пьесы с приемами движения мехом, а это, как правило, обработки народных танцев.


В рассказе о произведении и композиторе нужно использовать факты с передвижением, переездом, случаи из жизни, показывающие внутренние переживания героев. Чтение вступительных статей и аннотаций возможно, но небольших фрагментов и с обязательным их пересказом. При рассказе о стиле композитора - дать проиграть фрагмент самому ученику.


Разбор нотного текста обязательно нужно начинать с полного разбора нотного текста включая штрихи, аппликатуру, динамику, обращать внимание на смену меха. Особенность кинестетиков в том, что они очень быстро запоминают движения (вспомните поведение при стрессе, а первый разбор произведения это стресс для учащегося), но в тоже время очень тяжело переучивают. В практике автора статьи бывали случаи, когда приходилось и не очень трудные произведения переводить в произведения для ознакомления, поскольку текст заученный неправильно, было невозможно переучить. Еще одна особенность кинестетиков - они любят играть с начала до конца. В этом их нужно ограничивать и сразу ставить задачи качества на фразах и периодах. Здесь нужно учить ученика переводить «визуальный» текст в двигательные ощущения, обращать внимание на записи в нотах. В тоже время вписывать аппликатуру в нотный текст не обязательно - ученик сразу запоминает ее двигательно и запись нужна в дальнейшем лишь для преподавателя. Обязательно обращать внимание ученика на аппликатурные позиции - движение по гаммам и арпеджио или в позиции, и не учить аппликатуру с нотной записи. При работе над ритмом обязательно простукивать его руками.


Работа над штрихами, как правило, проводится на основе двигательных ощущений. Автор использует следующий метод: берет руку учащегося в свою, а другой рукой показывает на его руке каким должно быть движение пальцев, степень их нажатия, толчка или удара, степень замаха.


С такими учениками очень тяжело работать над фразировкой особенно в кантилене. Даже если они ее и слышат, фразировка для них лишь усиление и ослабление движения меха. Причем, тонкие нюансы фразировки они вообще не могут точно передать при исполнении в концертных выступлениях.


Работа над подготовкой к концертному выступлению сводится к постоянному тренажу двигательных навыков и доведения их до автоматизма.


На уроке очень важно сидеть рядом с учеником, желательно как можно ближе. При устном объяснении материала в важных местах касаться ученика рукой. В разговоре использовать «кинестетические» предикаты, например такие: вздохнуть, гладить, чувствовать, ощущать, жать, ударять, вес, сила, гладкий, мягкий, остро, ощутить остроту проблемы, принимать близко к сердцу. В решении этой нелегкой задачи надо подойти с другой стороны и решить ее в сжатые сроки, поскольку мы ограничены во времени. Следует учитывать, что часто таким ученикам тяжело словами охарактеризовать характер произведения, музыкальные термины и понятия, встречающиеся в нем. Можно разрешать ученику проиграть фрагмент прежде, чем рассказать о нем. Важнейшую роль играет метод показа с формулировкой «делай как я».


При подведении итогов урока необходимо, что бы ученик показал в нотах или на инструменте какие такты он будет играть и как.


Главное вознаграждение - движение. Для поощрения нужно погладить по голове, спине. Мужчине - учителю подать ученику руку для рукопожатия, женщине - угостить ученика сладкой конфетой.


Специфические особенности визуала:


Сергей Ф. 7 класс по 7-летней ОП. Часто смотрит вверх при разговоре, будто видит то, о чем ему рассказывают. При вопросах всегда смотрит вверх вспоминая. Хорошо работает с нотным текстом, но сложные места (визуально) часто при разборе нотного текста играет как ему удобно. Необходимы подробные записи в дневнике. Наиболее способный из учеников, поскольку вторая по значимости модальность аудиальная также выражена. Но слаб технически. До сих пор может играть гаммаобразные движения на баяне по третьей(!) аппликатурной позиции. Имел слабые навыки концертных выступлений. На сегодняшний момент является лауреатом конкурсов зонального уровня. Участвовал в областном конкурсе, но не смог оформить показ техничных произведений - пальцы отказались слушаться прямо в день выступления. За учебный год участвует почти в 20 концертах. Любимые произведения - полифония и произведения образного содержания.


Подбор репертуара достаточно сложен, поскольку должен быть визуально и образно понятен ученику. Перед исполнением музыкальных произведений обязателен этюд на данный вид техники, причем главным образом для того, чтобы ученик привык к графическому начертанию нотного текста. Очень часто приходится подыскивать репертуар именно легко читающийся визуально, так как даже технологически простой материал (например, пассаж по двум рядам) ставит его в тупик, поскольку запись c диезами и бемолями трудна для его понимания. При подборе произведения важно графическое распределение фраз. Часто приходится корректировать музыкальный материал для удобства его визуального восприятия учеником (см. приложение). В тоже время легко выучивается материал программный, имеющий в своей основе какой-либо визуальный образ, причем это может быть произведение любого жанра.


Методы работы:


Рассказ о произведении и композиторе не нужен. Лучше дать прочитать какую либо литературу, а уж если рассказ необходим, то обязательно применять визуальные образы, сравнивать с картинами художников и т. д. Главное для преподавателя вначале придумать образ произведения, а затем рассказать ученику и объяснить, как он записывается в нотах. Можно предложить ученику самому придумать какой-то образ на основе штрихов, динамики фразировки и названия произведения.


Разбор нотного текста обязательно нужно начинать с визуального разбора. Это может быть конструктивный план произведения, применение штрихов и динамики в рамках задуманного к показу образа. При разборе нотного текста стараться учить вначале видеть, а потом и слышать линии гамм и арпеджио.


Работать над фразировкой можно только с карандашом рисуя в нотах кульминационные точки, крещендо и диминуэндо. В нотах обязательно проставление аппликатуры для точного ее исполнения даже в гаммаобразных и арпеджиообразных местах - везде.


Работа над штрихами, не представляет особых проблем, главное чтобы они были проставлены в нотах. Это могут быть как композиторские пометки, так и штрихи, проставленные самим учеником на основе образа, но они должны быть визуально обозначены в нотах. Желательно при изучении использовать визуальное начертание формы штриха. Легато на баяне, например, будет выглядеть так: (Егоров Б., К вопросу о систематизации баянных штрихов // Баян и баянисты.– М.: Сов. композитор, 1984.)


Очень важно отдельно проучить смену меха. Причем желательно это сделать и непосредственно обратить на это внимание, когда произведение будет более-менее выучено, разумеется, обсудить ее с учеником, несколько раз проиграть, но желательно позволить нарисовать в нотах знаки смены меха ему самому.


Работа над подготовкой к концертному выступлению в основном сводится к зрительному запоминанию нотного текста и отработке технических мест произведения. Очень большое значение имеет запоминание нотного текста без инструмента. Нужно спросить ученика, что написано в 3 такте 4 строки на второй странице. Если он ответит - он выучил произведение и при игре он представляет нотный текст зрительно.


На уроке преподаватель должен соблюдать дистанцию, нужно находится не менее чем на расстоянии высоты своего тела. Учащийся должен видеть преподавателя целиком. Очень важна жестикуляция выше туловища, как бы «рисование» образа в воздухе. Если нужно остановить учащегося при игре - махните рукой. При разговоре важна не интонация голоса, а его контрастное звучание громко - тихо. Нельзя трогать учащегося-визуала руками! Если это только начинающий обучение учащийся к вам на урок он может больше и не прийти, а если придет, то придется потратить много времени на нивелирование его негативного отношения к вам. В старших классах, если нужно дать ученику негативное представление о чем-либо - возьмите его за предплечье. Эту информацию он запомнит надолго. В разговоре использовать «визуальные» предикаты как то, например: видеть, рассматривать, наблюдать, глядеть, блестеть, светиться, вспыхивать, казаться, отражать, темнеть, точка зрения, вид, глаз, горизонт, знак, луч, круг, белый, красный, зоркий, красивый, форма, ярко, смутно, рассматривать проблему, иметь точку зрения. Надо посмотреть, что будет. Взглянем на эту проблему с иной точки зрения.


С первых уроков не разрешайте ученику смотреть на клавиатуру! Учите его находить ноты или двигательно, или на слух (с учетом второй по значимости модальности)! Он должен визуально запоминать нотный текст, а не последовательность клавиш, на которые нужно нажимать!


При подведении итогов урока необходимо записать задание разборчивым почерком в дневник. В дневник же проставить оценки за каждое задание и за каждую разученное произведение. Лучшее поощрение это оценка в журнале или дневнике. Если поощрение устное, то необходимо сравнение с визуальным образом, например с полнотой воды в стакане («на полную пятерку»).



Заключение.



Выявить ведущую модальность слабого ученика достаточно просто, но очень тяжело постоянно следовать ей и сохранять раппорт. Особенно тяжело перестраиваться, когда по расписанию идут ученики разных модальностей. Это очень выматывает психологически, особенно если ведущие модальности преподавателя и ученика не совпадают. Но это дает очень мощный толчок в развитии ученика. Он начинает слышать преподавателя, доверять ему, понимать его и преподаватель может добиться до 100% отдачи в учебных и самое главное домашних занятиях учащегося.


Приложение.



М. Мелфи «Поэма». Танго. Переложение И. Зевина. 2 часть.



Оригинальный нотный текст:





Приспособленный для визуала вариант:





ЛИТЕРАТУРА


1. Белянин В.П. Нейро-лингвистическое программирование и обучение иностранным языкам. // Teaching Foreign Languages in the Age of Globalization. // International Conference. Taipei, Taiwan, R.O.C.., April, 2000.


2. Бендлер Р., Гриндер. М. Запись вводного курса НЛП-тренинга, 1978г.


3. Гриндер М. «Исправление школьного конвейера», Нью-Йорк ,1989г.


4. Любимов А. «Мастерство коммуникации», Санкт-Петербург, 2003г.


5. Эльманович В.И. . Hейролингвистическое программирование (методическое пособие для начинающих). г.Санкт-Петеpбypг, 1994г.



Назад





"Хрестоматия адаптированного репертуара" для учащихся с невысоким уровнем развития музыкальных способностей.


Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Статьи по педагогике, психологии, методике для преподавателей-музыкантов ДШИ.
Copyright Алексей Тильков © 2024
При копировании материалов с сайта активная ссылка на сайт обязательна!