Пятница, 29.03.2024, 03:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Все для преподавателя-музыканта



Меню сайта
Статистика
Яндекс.Метрика

Модель НЛП















2. МОДЕЛЬ НЛП.



Так какие же методы позволяют быстро и без особых усилий со стороны ребенка понять и запомнить информацию поданную педагогом? Это методы, которые позволяют преподавателю легко донести информацию до учащихся, а ученику легко ее воспринять и применить в практической деятельности, не затрачивая больших усилий. Это методы воздействия на человека известные в психологической науке. Они применяются в рекламе, их используют продавцы в сетевом маркетинге, им обучают менеджеров, они применяются в политических избирательных моментах с целью навязать свою точку зрения человеку. Мы же можем, и, по моему мнению, должны использовать их в своих благих целях обучения учащихся. Конечно, результат в зависимости от способностей в этом случае будет разный, но результат всегда будет стабилен, ведь ученик будет понимать преподавателя, и видя результат своей работы, доверять ему.


Эти техники изменения отношения человека к себе и к миру, в котором он живет, называются нейро-лингвистическое программирование или сокращено НЛП (NLP).


НЛП изучает аспекты человеческого восприятия и передачи информации и ее особенности. С ее помощью можно довольно сильно ускорить процесс передачи информации от преподавателя к ученику и обратно, что позволяет интенсифицировать процесс обучения, а именно это в сложившихся условиях и показанных выше противоречиях на сегодняшний момент, по моему мнению, более всего необходимо.


Понятие «Нейро-лингвистическое программирование» возникло в середине семидесятых, когда Ричард Бендлер и Джон Гриндер именно в таком виде сформулировали область собственных научных интересов. При расшифровке и редактировании записей психотерапевтических сеансов, студент университета города Санта-Крус Ричард Бендлер подметил, а затем и выявил структуру тех действий психотерапевта, которые вели к положительным переменам в состоянии пациента. Взяв этот опыт за основу, Ричард и его преподаватель из этого же университета Джон Гриндер разработали механику и методику того процесса моделирования, на который опирается все НЛП. Они уже понимали, что столкнулись с чем-то очень важным, так как теперь при обращении к любой сфере человеческой деятельности (например, обучение детей [5]) первым делом обнаруживали ту основную структуру, благодаря которой и достигают успеха в этой области.


За аббревиатурой «НЛП», что означает «нейро-лингвистическое программирование», таится собственно некий совершенно новый, революционный подход к человеческой коммуникации («communication» общению).


Напомню, что нейро-лингвистическое программирование изучает структуру того, как люди думают и воспринимают мир. Очевидно, что структуру чего-то столь субъективного нельзя описать точными математическими формулами, но, тем не менее, можно смоделировать то, как все это работает. На основе этих моделей и были разработаны техники, позволяющие вам быстро и эффективно изменять мысли, поведения и убеждения. Следует отметить, что НЛП уделяет практике, то есть умению, больше внимания, чем теории – пониманию. Как правило, те, кто начинает заниматься НЛП, замечают, что суть технических приемов открывается лишь тогда, когда их применяют на практике, ведь многие модели НЛП и были созданы при изучении людей, делавших что-либо с изысканным совершенством.


В выборе названия нейро-лингвистического программирования (НЛП) сыграло роль то, что связь “мышление - тело” организуется через нейронную сеть и формируется внутри нее. “Нейро” означает также способ организации нашего опыта благода­ря сенсорным каналам. А “лингвистическое” указывает на тот факт, что этот опыт кодируется мозгом (психикой) с помощью языка в словах.


Системами представления в НЛП называют просто-напросто наши пять чувств. Мы представляем себе мир, пользуясь зрением (визуально, в картинках), слухом (аудиально, в звуках), осязанием и внутренними ощущениями (кинестетически, в прикосновениях и чувствах). Наше мышление состоит из этих картин, звуков, ощущений. Все, что мы когда-либо пережили, воссоздается через эти чувства в памяти и управляет нашими способностями и убеждениями. Качества и свойства представлений, основанных на пяти чувствах человека, называют модальностями.


Ведущая система (преобладающая модальность) - система, которую индивид использует для доступа к информации. Упрощенно говоря, если человек получает информацию из внешнего мира и передает ее в основном на слух, то эта ведущая система носит название “аудиал”, если в основном через движение (внутреннее или внешнее), то это “кинестетик”, а если в основном через зрение, то перед нами “визуал”.


Здесь нужно учесть, что найти человека имеющего только одну модальность невозможно. Причем, можно говорить о наличии у человека как о преобладающих разных каналах ввода-вывода (например, человек может усваивать информацию “визуально”, а выводить ее ему легче “аудиально”), так и о некотором изменении ведущей системы в процессе развития организма человека, а особенно детей (например, всем известен факт, что маленькие дети постигают мир в основном на ощупь - “кинестетически”, а подростки в большей степени направлены на “визуализацию” [5]). Таким образом, следует говорить лишь о преобладающих в большей или меньшей степени у данного человека модальностях, и преобладающая модальность носит название ведущей системы — т. е. это основная система, которую индивид использует для доступа к информации. Следует отметить так же, что в стрессовых ситуациях человек при получении информации обязательно использует свою преобладающую модальность.


О том, как выявить ведущую систему и преобладающую модальность учащегося и преподавателя подробно рассказывается в моей статье [11], поэтому здесь на данном вопросе останавливаться не буду.


Как мы уже сказали, основные модальности кодируются в устной речи человека ([11] стр. 71, [4]) и изменяются у детей с изменением их ведущей модальности. На сегодняшний день это основная форма взаимодействия ученика и преподавателя и многие преподаватели-музыканты, поскольку сами имеют ведущую аудиальную модальность, предпочитают именно ее. Но есть и другие формы передачи информации, например, кинестетический метод (так называемый «метод с показа», незаслуженно забытый, но часто довольно эффективный с учащимися кинестетической направленности) и визуальный - восприятие визуального нотного текста.


Именно о проблемах передачи информации через нотный текст и будет вестись разговор в этой работе, а в частности о подборе и адаптации репертуара.



Далее





"Хрестоматия адаптированного репертуара" для учащихся с невысоким уровнем развития музыкальных способностей.


Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Статьи по педагогике, психологии, методике для преподавателей-музыкантов ДШИ.
Copyright Алексей Тильков © 2024
При копировании материалов с сайта активная ссылка на сайт обязательна!