Воскресенье, 28.04.2024, 06:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Все для преподавателя-музыканта



Меню сайта
Статистика
Яндекс.Метрика

Работа с репертуаром















3. РАБОТА С РЕПЕРТУАРОМ



3.1. Общие критерии для подбора репертуара



Основным критерием подбора репертуара для учащихся, по моему мнению, всегда является яркость, понятность и звучание на слух художественного образа, при небольших (или достаточно отработанных на этюдах) технических затратах для конкретного ученика. Это не значит, что произведение должно быть лишено технических трудностей, это значит, что для данного ученика они не должны заслонять художественную сторону музыкального произведения и обеспечивать достаточно быстрый разбор и выучивание текста наизусть (вместе с художественным образом). Учитывая, что согласно учебным программам ([7], [8]) средний ученик разбирает от 8 до 12 произведений в полугодие (а это 4 месяца) и может работать одновременно не более чем над тремя, то для изучения произведения у ученика только 2-3 недели на разбор и 2-3 недели на отрабатывание. У подвинутых учеников эти цифры не сильно различаются, поскольку у них произведения больше и по объему, и по техническим и художественным задачам.


На мой взгляд, одним из главных критерием подбора репертуара является его разнообразие. Независимо от способностей учащегося он должен играть и полифонию, и крупную форму (пусть даже части сюиты) и кантилену и виртуозные пьесы, и народные обработки и современную музыку. Конечно если у ученика проблемы с мелкой техникой, то виртуозные произведения нужно облегчать, а если плохая совместимость рук, то полифония может быть простейшая, но она должна быть и не потому, что требуется на зачете, а для развития навыков учащегося. Ведь три пьесы одного композитора - уже крупная форма, а контрастная полифония - тоже вид полифонии.


При подборе репертуара преподаватель должен учитывать еще один критерий - его назначение. По моему мнению, существуют следующие градации по назначению и времени выучивания:



- пьесы для чтения с листа

на уроке

- пьесы для самостоятельного изучения

2 - 3 урока

- пьесы в порядке ознакомления

до 1 месяца

- пьесы для концертного выступления

2 - 2.5 месяца

- пьесы для академических концертов

3 - 5 месяцев

- пьесы для подготовки к конкурсам различного уровня

от 8 месяцев до 1.5-2-х лет



Я призываю преподавателей учитывать данную градацию и в рабочей тетради по полугодиям делать разбивку на краткосрочную и долгосрочную.


Еще один критерий репертуара - его педагогическая целесообразность. Она может вытекать из предыдущих критериев, а может быть самоценна. Это может быть техническое развитие (виртуозное произведение, этюд), звуковое (кантилена), аналитическое и слуховое (полифония и крупная форма), эмоциональное (народно-характерная музыка), выбор каждого произведения должен быть педагогически оправдан.


Желательно, чтобы у каждого преподавателя были несколько папок по разделам (например, таким как полифония, крупная форма, народные обработки, пьесы, эстрада) в которых произведения лежат по степени трудности и к ним есть подобранные этюды. Это могут быть и переписанные ноты, и ксерокопии. Конечно, во-первых, нужно переработать много нотных сборников, чтобы найти и выстроить цепочку от простого к сложному, а во-вторых, этот процесс не должен прекращаться ни в коем случае, а эта цепочка должна постоянно расширяться. По большому счету идет разговор о создании личной хрестоматии каждого преподавателя, и чем она обширнее, тем больше возможностей у данного преподавателя при работе с учениками.


Кроме всего вышесказанного репертуар должен соответствовать принципу НЛП — обращать на себя внимание ученика, т.е. говоря другими словами «цеплять» какие-то струны его души. В зависимости от индивидуальности учащегося у каждого это будут различные моменты. Для кинестетика, как правило, это подвижная музыка, требующая всплеска эмоций, для аудиала произведения кантиленного характера, для визуала, возможно, это будут образные программные произведения.


И еще, репертуар обязательно должен мотивировать ученика:


- "К". Те учащиеся, которые уже сознательно хотят заниматься, мотивированы на еще большее изучение различных интересных произведений, поэтому их репертуар может несколько (опять же в зависимости от индивидуальной карты ученика) превышать возможности ученика, развивать его отстающие стороны и вести ученика за собой.


- "ОТ". Те учащиеся, которых привели и заставляют заниматься родители, мотивированы оценками и контролем родителей. Их нужно вначале перевести на мотивацию «К» поэтому репертуар должен в полной мере использовать их индивидуальные возможности, раскрывать сильные стороны и лишь после перехода на мотивацию «К» можно увеличивать его сложность.


В обоих случаях нужно спрогнозировать возможности уменьшения барьера, т. е. репертуар должен или делится на части (вначале простая часть произведения для учащегося в зависимости от модальности, а затем сложная или наоборот), или работа должна выстраиваться строго поэтапно (выучен нотный текст - прослушивание и оценка, выучены динамика и фразировка - прослушивание и оценка, отработана техника - прослушивание и оценка, подготовлен образ - прослушивание и т.д.)


Таким образом, секрет подбора репертуара таков: репертуар должен быть прост и понятен для разбора данному ученику, должен "цеплять" музыкально и быть легким технологически, хотя бы на каждом этапе.



3.2. Особенности восприятия нотного текста учащимися различных модальностей.



Следует учесть, что при первом знакомстве и в дальнейшем при работе с нотным текстом учащиеся с различными модальностями выделяют разные грани нотного текста произведения.


Для Визуала важно - "как это записано", т. е. понятность, доступность, «красота» записи нотного текста. Прозрачность записи, т. е. достаточные для восприятия промежутки между нотами, нотными станами, запись моментов членения формы на отдельных строках. Очень важно каким шрифтом напечатаны ноты. Для многих визуалов также важно расположение на клавишах, ведь многие визуалы запоминают не нотный текст, а последовательность клавиш которые нужно играть на инструменте. Немногочисленность ключевых и в нотном тексте альтерационных знаков, как правило, комфортно используемые тональности 1 - 2 знака при ключе. При 3-х знаках и более визуал, как правило, уже испытывает дискомфорт и в этом случае необходимость проучить написание тональностей на этюдах и привыкнуть к их чтению в нотной записи. В произведении необходима программность и наличие понятного яркого образа. Визуал в последствии хорошо работает с нотным текстом при условии привычной и понятной записи и наличии визуального образа. Яркий пример репертуара для визуала - Н. Чайкин, «Заклинание» из Детского альбома [12], соответствующее всем вышеназванным критериям.


Для Аудиала в репертуаре важно - "как это будет звучать", т. е. интересность звучания записанной музыки. Выразительность мелодики, интересно звучащее штриховое сочетание. Современно звучащий, но доступный для понимания на слух ритм. Аудиал в последствии не смотрит на клавиатуру, он музыкален (эмоционально отзывчив на музыку), запоминает музыку на слух и поэтому часто не смотрит в ноты и при разборе, пытаясь сразу запомнить мелодию, и на стадии подготовки к концерту. Очень тяжело обратить его внимание на неправильно играющийся нотный текст. Память аудиала как пленка в магнитофоне, все в ней записано последовательно и исправив что-то нужно играть с начала до конца много раз для привыкания. Пример звучания репертуара для аудиала это первая часть Сонатины №4 В.А. Моцарта B dur Andante grazioso.


Для Кинестетика в репертуаре важно "как это играется". Насколько легко будет играть данный нотный текст, какие формулы гамм арпеджио аккордовых или интервальных последовательностей встречаются в произведении, сколько повторяющихся движений по особенностям клавиатуры в одной позиции, удобная ли смена позиций руки (например, нет быстрых переходов с III на I позицию рук) использовались композитором. В пьесах легко играются гаммообразные и арпеджиообразные пассажи, аккордовые последовательности, проученные заранее на гаммах и этюдах. Как пример подбора репертуара для кинестетика можно привести обработку К. Солертовского РНП «Как под горкой, под горой (Картошка)» [10].


Таким образом, подбор репертуара для учащихся возможен разными способами.


Во-первых, на основе отстающей модальности для ее развития. Это этюды, несложные пьесы в порядке ознакомления. Для визуала это технические или фразировочные сложности, для кинестетика - кантилена и полифония, для аудиала сложности в написании, например штриховое разнообразие или технические приемы. Следует учесть, что для визуала при использовании, какого либо нового приема нужен этюд для его привыкания к графическому изображению.


Во-вторых, на основе преобладающей модальности. Для аудиала это кантилена, для визуала - полифония, для кинестетика - техничные произведения. Такой подход годится для подготовки к академическому концерту (за полгода модальность вряд ли изменится).


В связи с этим встает вопрос, а есть ли репертуар, подходящий учащимся сразу нескольких модальностей? Да есть. Это репертуар, который и записан доступно для его чтения, и музыка звучит понятная и интересная на слух, и удобен он для исполнения - отсутствуют лишние напряжения в руках.


И это третий подход к подбору репертуара. Поиск такого репертуара необходим для подготовки к концертам и конкурсам. Такой репертуар, «цепляя» ученика по всем модальностям будет нравиться ученику, и будет играться им и год и более (за это время предпочитаемая модальность может измениться и ученик «вдруг» откроет для себя новые грани музыкального произведения и оно заиграет новыми красками, зазвучит для него по-новому).



Далее





"Хрестоматия адаптированного репертуара" для учащихся с невысоким уровнем развития музыкальных способностей.


Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Статьи по педагогике, психологии, методике для преподавателей-музыкантов ДШИ.
Copyright Алексей Тильков © 2024
При копировании материалов с сайта активная ссылка на сайт обязательна!