Среда, 24.04.2024, 01:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Все для преподавателя-музыканта



Меню сайта
Статистика
Яндекс.Метрика

Играем в баян















А. Тильков


Играем в баян.
Через игру к профессиональному освоению баяна и аккордеона.


г. Владимир 2016 г.



Введение



Модернизация дополнительного образования в части перевода школ искусств и музыкальных школ на начальное предпрофессиональное образование распространяется широко по территории Российской Федерации. Проводятся наборы учащихся по образовательным программам начального предпрофессионального образования, происходит апробация новых программ написанных преподавателями на основе ФГТ и наработка дидактического материала.


Отличительной чертой этого процесса является с одной стороны увеличение срока обучения учащихся, а с другой снижение возрастного ценза принимаемых на обучение детей. Ранее в 1 класс ДШИ зачислялись дети 7-8 лет (7-летняя ОП) или 9-10 (5-ти летняя ОП) проучившиеся в общеобразовательной школе год, а иногда и несколько лет, понимающие процесс обучения, готовые к выполнению домашний заданий и важность оценки его исполнения, а дети 5-6 лет обучались в рамках подготовительных отделений. Теперь же в первые классы ДШИ приходят дети от 6,5 лет. Это дети либо подготовительных групп детских садов, либо учащие только начинающие свое обучение в общеобразовательной школе, часто не имеющие базовых навыков обучения. На подготовительные отделения ДШИ зачисляются дети от 4,5 лет. То есть, основной контингент начального обучения на баяне и аккордеоне составляют дети дошкольного возраста (согласно ФГОС ДО1 это дети от 3-х до 8 лет).


Особенностью детей этого возраста является небольшой объем внимания и быстрая утомляемость, требующая частого переключения видов действий во время урока. Для детей дошкольного возраста сокращена и продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности, которая по требованиям СанПин2 составляет от 20-ти до 30-ти минут в зависимости от возраста.


Между тем, объем информации, которую должен усвоить шестилетний ребенок за первые три с половиной месяца, достаточно велик, поскольку по окончании этого времени он должен показать свое владение инструментом на зачете в конце первого полугодия3 , исполнив три произведения. У пятилетнего ребенка, обучающегося в рамках подготовительного отделения, времени на освоение инструмента больше.


Учитывая, что систематизированных домашних занятий от детей этого возраста также в большинстве своем ждать не приходится и возможны они лишь при наличии свободного времени у их родителей, то при обучении перед преподавателем встает довольно сложная задача интенсификации процесса обучения с одной стороны и такого способа донесения информации до ребенка, который гарантировал бы безусловное восприятие информации и запоминание ее сразу на уроке.


Особенно в этом нуждается первоначальный этап обучения. Этот этап в обучении учащихся самый важный. Именно на начальном этапе формируются основные знания, умения и навыки, которые составят фундамент дальнейшего концертного и конкурсного развития учащегося. Перед преподавателем ставится еще одна задача - задача первоначального освоения инструмента (а это и посадка, и постановка игрового аппарата, и первоначальные игровые навыки) с точки зрения профессионального подхода к обучению, поскольку любая неточность на этом этапе может обернуться для ученика проблемами в обучении в дальнейшем.


Учитывая раннее начало занятий на инструменте в зависимости от способностей учащегося, первоначальный этап в обучении может быть довольно длительным. Поскольку в младшем возрасте не все дети приходят в школу с развитыми данными, то при указанных выше условиях с разными учащимися его длительность может достигать двух месяцев и более. Поэтому перед преподавателем встает третья задача - провести процесс обучения таким образом, что бы учащийся за это время не потерял стремление и интерес к обучению на инструменте, а только усилил бы их.


Взаимодействие ученика и преподавателя на уроке не всегда проходит гладко. Дети этого возраста непосредственны и при общении еще не могут достаточно искусно управлять своими эмоциями, толкающими их, то копировать поведение другого человека, то отстраниться от него до полного разрыва отношений. Именно поэтому перед преподавателем встает задача бесконфликтного взаимодействия с учеником на уроках.


Как у каждого инструмента у баяна и аккордеона есть свои специфические конструктивные особенности, которые необходимо учитывать и использовать как непосредственно в процессе обучения, так и при составлении дидактических материалов. Кроме того, часто их размеры не соответствуют физическим возможностям детей дошкольного возраста, строению рук и пальцев, что так же необходимо учитывать при обучении.


О том, как проводить занятия с учащимися в этих условиях и нивелировать эти негативные процессы и пойдет речь в данной статье.



1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы. Правовая библиотека образования, редактор Цветкова Т. В. – Москва: Сфера, 2015
2 СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические требования в дошкольных образовательных организаций, редактор Щербакова В. М. - Москва:: Национальное образование, 2015 г.
3 Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО Разработчик: М.В.Власова, преподаватель Колледжа имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных, кандидат искусствоведения, Рецензент: В.П.Павлова, заместитель директора Детской школы искусств №1 города Братска Иркутской области, преподаватель

Далее

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Статьи по педагогике, психологии, методике для преподавателей-музыкантов ДШИ.
Copyright Алексей Тильков © 2024
При копировании материалов с сайта активная ссылка на сайт обязательна!