Н О В О С Т И
Меню сайта
|
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТА СПЕЦИАЛЬНОСТИ Взаимодействуя с учеником на уроке в рамках игры, преподаватель может выявить совершенно неожиданные представления ученика о жизненных процессах, основанные на его субъективном опыте. Кроме того, дети этого возраста непосредственны и при общении еще не могут достаточно искусно управлять своими эмоциями, толкающими их то отождествить себя с другим человеком, то отринуться от него в негодовании. Часто эти негативные процессы приводят к разрушению взаимоотношений преподавателя с учеником и ставят вопрос позитивного взаимодействия ребенка дошкольного возраста и преподавателя. Как в условиях нестабильного эмоционального равновесия и несовпадения жизненного опыта преподавателя и ученика организовать передачу ученику знаний, умений и навыков, как подготовить и составить подходящие для ребенка этого возраста дидактические материалы? В этом нам поможет знание законов взаимодействия между людьми и методов воздействия на человека. Эти методы называются нейролингвистическое программирование (НЛП). НЛП изучает аспекты человеческого восприятия и передачи информации и их особенности. С его помощью можно ускорить процесс передачи информации к ученику и обратно, что позволяет интенсифицировать процесс обучения. Все люди получают, осмысливают и хранят информацию об окружающем мире, пользуясь зрением (визуально, в картинках), слухом (аудиально, в звуках), осязанием и внутренними ощущениями (кинестетически, в прикосновениях и чувствах) [1]. Наше мышление состоит из этих картин, звуков, ощущений. Все, что мы когда-либо пережили, воссоздается через эти чувства в памяти и управляет нашими способностями и убеждениями. При получении и передаче информации человеком используются все пять чувств: зрение, слух, тактильные ощущения, обоняние и вкус. Качества и свойства представлений, основанных на одном из пяти чувств человека, называют репрезентативной системой (модальностью) [5]. При обучении учащихся преподаватель использует из вышеперечисленных чувств только первые три. Ведущая репрезентативная система (преобладающая модальность) - система, которую индивид привык использовать для доступа к информации. Упрощенно говоря, если человек получает информацию из внешнего мира и передает ее в основном на слух, то его ведущая система носит название “аудиал”, если в основном через движение (внутреннее или внешнее), то это “кинестетик”, а если в основном через зрение, то перед нами “визуал” [10] [11]. Найти человека имеющего, лишь одну модальность невозможно, следует говорить о развитых в большей или меньшей степени у данного человека модальностях, и о преобладающей модальности, которую человек использует чаще всего [6]. Согласно исследованию психолога, старшего преподавателя кафедры музыкального искусства ВГГУ Черниковой Л.П. проводимому ею во Владимирском областном музыкальном колледже [10], на народном отделении в среднем равное количество учащихся с преобладающим слуховым, зрительным и двигательным (кинестетическим) способом получения и переработки информации. Отталкиваясь от результатов этого исследования, сделаем вывод, что для того чтобы дидактические материалы были доступны учащимся всех модальностей, они должны иметь в равной степени и слуховой, и визуальный образ, и должны быть доступны с двигательной точки зрения. Кроме того, если модальность ученика со временем изменится, то материалы по-прежнему будут воздействовать на него, но уже по другой модальности и процесс обучения не прервется. Поэтому при подготовке дидактических материалов используем все три канала восприятия - слуховой, зрительный и двигательный. При анализе процесса получения учеником начальных знаний, умений и навыков, можно выявить, что для начала игры на музыкальном инструменте по нотам в сопровождении преподавателя достаточно знания нотации высоты звуков и их длительностей (приложение №1). Учитывая, что на некоторых инструментах умеющих издавать шумовые звуки (ударные инструменты, клавиша отдушника в баянах и аккордеонах, мундштук в некоторых духовых инструментах) можно играть изучив лишь длительности, то начнем именно с них. Далее изучим такие понятия как нотный стан, скрипичный ключ, поскольку в подавляющем числе инструментов используется запись нотных знаков в скрипичном ключе, и запись расположения нотных знаков на нотном стане. Этих знаний достаточно, чтобы начать исполнение небольших ритмизированных пьес в сопровождении преподавателя на большинстве инструментов. Пример №1. Изучение восьмой длительности. Для изучения восьмых длительностей применим подвижную игру с хлопками. Для игры понадобится просторное помещение, в котором можно пройти по прямой до десяти шагов. Если класс для занятий мал, то можно играть и в коридоре, это сделает игру открытой для других учащихся, если они пожелают присоединится. Под стихотворный текст, который проговаривается преподавателем, учащийся идет по прямой линии 8 шагов, на каждый шаг он хлопает дважды в ладоши. Затем на 8 шагов с хлопками он идет в обратную сторону. Первый раз преподаватель может идти и хлопать с учащимся вместе, затем он говорит только текст, а в последствии позволяет закончить текст учащемуся самостоятельно, как в словесной игре. Текст состоит из двух строк и составлен автором таким образом, чтобы начало движения в ту или другую сторону приходилось на второй слог (из-за такта). Это необходимо, чтобы собрать внимание ученика и задать темп игры.
Пример №2. Запоминание понятий «нотный стан» и «скрипичный ключ». Для запоминания понятий «нотный стан» и «скрипичный ключ» применим словесную игру, также составленную автором. После объяснения учащемуся понятий, зачитываем начало стихотворного текста и позволяем учащемуся его закончить. Для закрепления можно раскрасить ключ в «золотой» цвет и нарисовать несколько ключей на свободном пространстве нотного стана.
Пример №3. Запоминание записи ноты соль. Для запоминания записи ноты соль на второй линейке применяем вначале словесную игру, составленную автором: зачитываем начало стихотворного текста и позволяем учащемуся его закончить. Для закрепления используем игру с раскрашиванием ключа и нот в «золотой» цвет. На свободном пространстве нотного стана рисуем несколько нот.
|
Поиск
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||