Воскресенье, 12.05.2024, 04:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Все для преподавателя-музыканта



Меню сайта
Статистика
Яндекс.Метрика

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

















Организация взаимодействия преподавателя и ученика


Взаимодействуя с учеником на уроке в рамках игры, преподаватель может выявить совершенно неожиданные представления ученика о жизненных процессах, основанные на его субъективном опыте. Кроме того, дети этого возраста непосредственны и при общении еще не могут достаточно искусно управлять своими эмоциями, толкающими их то отождествить себя с другим человеком, то отринуться от него в негодовании. Часто эти негативные процессы приводят к разрушению взаимоотношений преподавателя с учеником и ставят вопрос позитивного взаимодействия ребенка дошкольного возраста и преподавателя. Как в условиях нестабильного эмоционального равновесия и несовпадения жизненного опыта преподавателя и ученика организовать передачу ученику знаний, умений и навыков, как подготовить и составить подходящие для ребенка этого возраста дидактические материалы?


В этом нам поможет знание законов взаимодействия между людьми и методов воздействия на человека. Эти методы называются нейролингвистическое программирование (НЛП). НЛП изучает аспекты человеческого восприятия и передачи информации и их особенности. С его помощью можно ускорить процесс передачи информации к ученику и обратно, что позволяет интенсифицировать процесс обучения.


Все люди получают, осмысливают и хранят информацию об окружающем мире, пользуясь зрением (визуально, в картинках), слухом (аудиально, в звуках), осязанием и внутренними ощущениями (кинестетически, в прикосновениях и чувствах) [1]. Наше мышление состоит из этих картин, звуков, ощущений. Все, что мы когда-либо пережили, воссоздается через эти чувства в памяти и управляет нашими способностями и убеждениями. При получении и передаче информации человеком используются все пять чувств: зрение, слух, тактильные ощущения, обоняние и вкус. Качества и свойства представлений, основанных на одном из пяти чувств человека, называют репрезентативной системой (модальностью) [5]. При обучении учащихся преподаватель использует из вышеперечисленных чувств только первые три.


Ведущая репрезентативная система (преобладающая модальность) - система, которую индивид привык использовать для доступа к информации. Упрощенно говоря, если человек получает информацию из внешнего мира и передает ее в основном на слух, то его ведущая система носит название “аудиал”, если в основном через движение (внутреннее или внешнее), то это “кинестетик”, а если в основном через зрение, то перед нами “визуал” [10] [11]. Найти человека имеющего, лишь одну модальность невозможно, следует говорить о развитых в большей или меньшей степени у данного человека модальностях, и о преобладающей модальности, которую человек использует чаще всего [6].


Согласно исследованию психолога, старшего преподавателя кафедры музыкального искусства ВГГУ Черниковой Л.П. проводимому ею во Владимирском областном музыкальном колледже [10], на народном отделении в среднем равное количество учащихся с преобладающим слуховым, зрительным и двигательным (кинестетическим) способом получения и переработки информации. Отталкиваясь от результатов этого исследования, сделаем вывод, что для того чтобы дидактические материалы были доступны учащимся всех модальностей, они должны иметь в равной степени и слуховой, и визуальный образ, и должны быть доступны с двигательной точки зрения. Кроме того, если модальность ученика со временем изменится, то материалы по-прежнему будут воздействовать на него, но уже по другой модальности и процесс обучения не прервется. Поэтому при подготовке дидактических материалов используем все три канала восприятия - слуховой, зрительный и двигательный.



Игровые упражнения


При анализе процесса получения учеником начальных знаний, умений и навыков, можно выявить, что для начала игры на музыкальном инструменте по нотам в сопровождении преподавателя достаточно знания нотации высоты звуков и их длительностей (приложение №1).


Учитывая, что на некоторых инструментах умеющих издавать шумовые звуки (ударные инструменты, клавиша отдушника в баянах и аккордеонах, мундштук в некоторых духовых инструментах) можно играть изучив лишь длительности, то начнем именно с них. Далее изучим такие понятия как нотный стан, скрипичный ключ, поскольку в подавляющем числе инструментов используется запись нотных знаков в скрипичном ключе, и запись расположения нотных знаков на нотном стане. Этих знаний достаточно, чтобы начать исполнение небольших ритмизированных пьес в сопровождении преподавателя на большинстве инструментов.


Пример №1. Изучение восьмой длительности.


Для изучения восьмых длительностей применим подвижную игру с хлопками. Для игры понадобится просторное помещение, в котором можно пройти по прямой до десяти шагов. Если класс для занятий мал, то можно играть и в коридоре, это сделает игру открытой для других учащихся, если они пожелают присоединится.


Под стихотворный текст, который проговаривается преподавателем, учащийся идет по прямой линии 8 шагов, на каждый шаг он хлопает дважды в ладоши. Затем на 8 шагов с хлопками он идет в обратную сторону. Первый раз преподаватель может идти и хлопать с учащимся вместе, затем он говорит только текст, а в последствии позволяет закончить текст учащемуся самостоятельно, как в словесной игре. Текст состоит из двух строк и составлен автором таким образом, чтобы начало движения в ту или другую сторону приходилось на второй слог (из-за такта). Это необходимо, чтобы собрать внимание ученика и задать темп игры.


Рис.1

Рис.1


Пример №2. Запоминание понятий «нотный стан» и «скрипичный ключ».


Для запоминания понятий «нотный стан» и «скрипичный ключ» применим словесную игру, также составленную автором. После объяснения учащемуся понятий, зачитываем начало стихотворного текста и позволяем учащемуся его закончить. Для закрепления можно раскрасить ключ в «золотой» цвет и нарисовать несколько ключей на свободном пространстве нотного стана.


Рис.2

Рис.2


Пример №3. Запоминание записи ноты соль.


Для запоминания записи ноты соль на второй линейке применяем вначале словесную игру, составленную автором: зачитываем начало стихотворного текста и позволяем учащемуся его закончить. Для закрепления используем игру с раскрашиванием ключа и нот в «золотой» цвет. На свободном пространстве нотного стана рисуем несколько нот.


Рис.3

Рис.3



Список литературы



1. Гриндер Д. Из лягушек в принцы. Психотерапия новой волны / Гриндер Д., Бэндлер Р. - Воронеж: НПО МОДЭК, 1993.



2. Гриндер М. Исправление школьного конвейера или НЛП в педагогике. Библиотека психотерапевта и психолога / Гриндер М. - М: НАПП. 1995.



3. Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «народные инструменты». Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. Разработчик: М.В.Власова, преподаватель Колледжа имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных, кандидат искусствоведения, Рецензент: В.П.Павлова, заместитель директора Детской школы искусств №1 города Братска Иркутской области, преподаватель



4. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. - 3-е изд., испр. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.



5. Олдер Г. НЛП. Вводный курс. Полное практическое руководство. / Олдер Г., Хэзер Б.; Пер. с англ. - К.: София, 2000.



6. Пьюселик Р. Магия НЛП без тайн / Пьюселик Р., Льюис А. - Санкт-Петербург: Речь, 2012.



7. СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические требования в дошкольных образовательных организациях / ред: Щербакова В. М. - Москва: Национальное образование, 2015.



8. Тильков А.А. Играем в баян. Через игру к профессиональному освоению баяна и аккордеона / Современное музыкальное образование, наука и культура: инновации и перспективы развития: Материалы V межрегиональной научно-практической конференции, сб.ст., отв. ред. и сост. Л.Г.Косарева – Владимир: Аркаим 2016. – с. 89-105



9. Тильков А.А. К вопросу о применении нейро-лингвистического программирования в музыкальной педагогике / Развитие музыкального образования и культуры во Владимирской губернии: Материалы I городской открытой музыкально-теоретической конференции, сб.ст., отв. ред. и сост. Н.В.Богушева – Владимир, 2012. – с. 64-85.



10. Тильков А.А. Практика использования нейро-лингвистического программирования в работе над репертуаром / Современное музыкальное образование, наука и культура: инновации и перспективы развития: Материалы III городской открытой научно-практической конференции, сб.ст., отв. ред. и сост. Л.Г.Косарева – Владимир: Транзит-ИКС, 2014. – с. 104-128



11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы. Правовая библиотека образования / ред. Цветкова Т. В. – Москва: Сфера, 2015.


Приложение 1

В начало



Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031


Статьи по педагогике, психологии, методике для преподавателей-музыкантов ДШИ.
Copyright Алексей Тильков © 2024
При копировании материалов с сайта активная ссылка на сайт обязательна!