Суббота, 18.05.2024, 07:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Все для преподавателя-музыканта



Меню сайта
Статистика
Яндекс.Метрика

Играем в баян

















Организация взаимодействия преподавателя и ученика с помощью НЛП.



Взаимодействуя с учеником на уроке в рамках игры, педагог может выявить совершенно неожиданные представления ученика о жизненных процессах, основанные на его субъективном опыте. Часто то, что вызывает улыбку у педагога, может вызвать раздражение ученика и наоборот. Дети этого возраста непосредственны и при общении еще не могут достаточно искусно управлять своими эмоциями, толкающими их то отождествить себя с другим человеком, то отринуться от него в негодовании. Стремясь получить похвалу, ученик с детской горячностью погружается в общение, в переживание за другого, проецируя себя на его место. В тоже время, стремясь подтвердить свою самостоятельность, ребенок весьма недвусмысленно обособляется, демонстрируя свое стремление настоять на своем: «Я так сказал!», «Я буду это делать!». Часто негативный процесс несовпадения эмоций приводит к разрушению взаимоотношений преподавателя с учеником, ведь карта жизненного опыта ученика не может и не должна совпадать с картой преподавателя. В этом случае у преподавателя возникает естественное желание изменить представления ученика в соответствии со своими собственными, что еще более разрушает процесс взаимодействия.


Эти негативные моменты ставят вопрос позитивного взаимодействия ребенка дошкольного возраста и преподавателя. Как в условиях нестабильного эмоционального равновесия и несовпадения жизненного опыта преподавателя и ученика организовать передачу ученику знаний, умений и навыков? Какие условия нужно соблюдать для того, чтобы подготовить и составить подходящие для ребенка этого возраста дидактические материалы?


В этом нам поможет психологическая наука. Применение ее методов позволяет преподавателю легко донести информацию до учащегося, а ученику легко ее воспринять и применить в практической деятельности, не затрачивая больших усилий. Такие методы воздействия людей применяются в рекламе, в политических технологиях, их используют продавцы в сетевом маркетинге, им обучают менеджеров. Преподаватели, по мнению автора, так же должны использовать их в благих целях обучения учащихся. Эти методы называются нейролингвистическое программирование (НЛП). НЛП изучает аспекты человеческого восприятия и передачи информации и их особенности. С его помощью можно довольно сильно ускорить процесс передачи информации к ученику и обратно, что позволяет интенсифицировать процесс обучения.


Все люди получают, осмысливают и хранят информацию об окружающем мире, пользуясь зрением (визуально, в картинках), слухом (аудиально, в звуках), осязанием и внутренними ощущениями (кинестетически, в прикосновениях и чувствах)6 . Наше мышление состоит из этих картин, звуков, ощущений. Все, что мы когда-либо пережили, воссоздается через эти чувства в памяти и управляет нашими способностями и убеждениями. При получении и передаче информации человеком используются все пять чувств: зрение, слух, тактильные ощущения, обоняние и вкус. Качества и свойства представлений, основанных на одном из пяти чувств человека, называют репрезентативной системой (модальностью)7. В практической деятельности с учащимися преподаватель использует из перечисленных выше чувств только первые три.


Ведущая репрезентативная система (преобладающая модальность) - система, которую индивид привык использовать для доступа к информации. Упрощенно говоря, если человек получает информацию из внешнего мира и передает ее в основном на слух, то его ведущая система носит название “аудиал”, если в основном через движение (внутреннее или внешнее), то это “кинестетик”, а если в основном через зрение, то перед нами “визуал”8. Найти человека имеющего, лишь одну модальность невозможно, следует говорить о развитых в большей или меньшей степени у данного человека модальностях, и о преобладающей модальности, которую человек использует чаще всего.


Нужно уточнить одну особенность восприятия информации, которая может быть связана как с наличием у человека разных преобладающих каналов ввода-вывода (человек может усваивать информацию читая, а выводить ее ему легче пересказывая), так и с некоторыми изменениями предпочтений в получении и передаче информации в процессе развития организма человека, а особенно детей. Всем известно, что маленькие дети постигают мир в основном на ощупь, а подростки больше направлены на зрительное восприятие9.


Необходимо так же отметить, что в стрессовых ситуациях человек при работе с информацией обязательно использует свою преобладающую модальность, а часто только ее одну, блокируя информацию, поступающую по другим каналам восприятия10.


Ведущая модальность проявляется в устной речи человека через ключевые слова, в связи с чем, есть соблазн для эффективной коммуникации с учеником просто применять нужные слова в модальности ученика. Но, к сожалению, напрямую использовать такие обороты речи нельзя, поскольку общение происходит не только с помощью слов, но и с помощью оттенков голоса, с помощью мимики, с помощью жестов, и даже с помощью поз тела. Исследования показывают, что 55% воздействия на людей определяется языком телодвижений: позы, жесты и контакт глазами, 38% определяется тоном голоса и лишь 7% – содержанием того, о чем говорится11. Какое-то сообщение передается, даже если сохранять молчание. Язык телодвижений и тон голоса вносят огромные различия в силу воздействия и смысл того, о чем мы говорим.


Различие между людьми создается не тем, что они говорят, а тем, как они это говорят. Поэтому вначале преподаватель должен ученику доказать, что он – «свой» и заслуживает доверия, показать что понимает ученика. И только когда ученик почувствует это, можно пытаться переходить в общении со своей на его модальность.


В отношениях ученика и учителя раппорт (или эмпатия) является существенным фактором для установления той атмосферы доверия, участия и конфиденциальности, в которой люди могут взаимодействовать свободно. Установить раппорт – это значит присоединиться к языку телодвижений ученика, но подстраиваться нужно чутко и с уважением12. Подстройка наводит мост между моделями мира ученика и преподавателя, но подстройка – это не подражание и копирование движений ученика, что считается оскорбительным.


Если «отражать», как в зеркале, дыхание ученика, или его тон голоса, или темп его речи, или даже какой-нибудь конкретный жест или движение, на осознанном уровне он этого не заметит. Если он осознает это, значит, движения преподавателя были слишком прямолинейными, и он подумает, что преподаватель насмехается над ним. Но если сделать это тонко, то ученик будет осознавать только одно: по какой-то непонятной причине ему на уроке будет приятно и комфортно, как будто он знает преподавателя уже давно. В этом случае он будет готов заниматься столько, сколько нужно, лишь бы не прерывать это состояние13.


Согласно исследованию преподавателя ВОМК, психолога, старшего преподавателя кафедры музыкального искусства ВГГУ Черниковой Л.П. проводимому ею во Владимирском областном музыкальном колледже14, на народном отделении в среднем равное количество учащихся с преобладающим слуховым, зрительным и двигательным (кинестетическим) способом получения и переработки информации.


Отталкиваясь от результатов этого исследования, сделаем вывод, что для того чтобы дидактические материалы были доступны учащимся всех модальностей, они должны иметь в равной степени и слуховой, и визуальный образ, и должны быть доступны с двигательной точки зрения. Кроме того, если модальность ученика со временем изменится, то материалы по-прежнему будут воздействовать на него, но уже по другой модальности и процесс обучения не прервется. Поэтому при подготовке дидактических материалов используем все три канала восприятия - слуховой, зрительный и двигательный. К каждому материалу, который дается ученику на уроке, подбираем понятный для него зрительный образ. Это может быть, например, картинка-раскраска, поясняющая то или иное явление или действие сюжета. Должно присутствовать и звуковое сопровождение. Это может быть стихотворный текст или изображение образа явления игрой на инструменте самим учеником, в сопровождения преподавателя или только преподавателем. И, конечно же, двигательно оформленное перемещение руки или пальцев в пространстве, уточняющее тот образ, который сложился у ученика.


Но поскольку, во-первых, младшие дети в основном направлены на двигательное восприятие информации, а во-вторых, основная задача первоначального этапа обучения ребенка это выработка именно двигательных навыков и правильных двигательных реакций на тот или иной звуковой или зрительный образ, то автор считает, что подавать материал, объяснять его учащимся на этом этапе необходимо именно с двигательной точки зрения.



6 Бендлер Р., Гриндер Д., Из лягушек - в принцы. Вводный курс НЛП тренинга – Нью-Йорк, 1978.
7 Олдер Г., Хэзер Б. НЛП. Вводный курс. Полное практическое руководство. Пер. с англ. – К.: София, 2000.
8 Подробнее об определении преобладающей модальности см: Тильков А. К вопросу о применении нейро-лингвистического программирования в музыкальной педагогике / Развитие музыкального образования и культуры во Владимирской губернии: Материалы I городской открытой музыкально-теоретической конференции, сб.ст., отв. ред. и сост. Н.В.Богушева – Владимир, 2012. – с. 64-85
9 Гриндер М. Исправление школьного конвейера – Нью-Йорк: 1989.
10 Пьюселик Р., Льюис А. Магия НЛП без тайн – Санкт-Петербург: Речь, 2012.
11 Арджайл М. и др., в Британском журнале социальной и клинической психологии, т.9, 1970, с. 222-231
12 Балыко Д. НЛП для родителей. 11 законов эффективного воспитания подростка – Москва: Эксмо, 2009.
13 Подробнее о видах подстройки см: Тильков А.А. Практика использования нейро-лингвистического программирования в работе над репертуаром / Современное музыкальное образование, наука и культура: инновации и перспективы развития: Материалы III городской открытой научно-практической конференции, сб.ст., отв. ред. и сост. Л.Г.Косарева – Владимир: Транзит-ИКС, 2014. – с. 104-128
14 Тильков А.А. К вопросу о применении нейро-лингвистического программирования в музыкальной педагогике / Развитие музыкального образования и культуры во Владимирской губернии: Материалы I городской открытой музыкально-теоретической конференции, сб.ст., отв. ред. и сост. Н.В.Богушева – Владимир, 2012. – с. 64-85

Далее

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031


Статьи по педагогике, психологии, методике для преподавателей-музыкантов ДШИ.
Copyright Алексей Тильков © 2024
При копировании материалов с сайта активная ссылка на сайт обязательна!