Суббота, 04.05.2024, 02:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Все для преподавателя-музыканта



Меню сайта
Статистика
Яндекс.Метрика

Играем в баян

















Особенности образовательного процесса дошкольников



Следует отметить, что очень большое значение для детей в дошкольном возрасте имеет игра. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности4. Она имеет самую большую мотивацию для детей этого возраста и является сквозным механизмом их развития. Большую часть новых навыков дети этого возраста получают играя. Именно это отличает процесс обучения детей 5-7 лет от обучения детей более старшего возраста. Поэтому процесс проведения урока и процесс обучения учащихся дошкольного возраста в целом можно выстраивать как цепочку различных игр, что даст преподавателю возможность нивелировать негативные моменты, отмеченные ранее и успешно решать поставленные задачи.


Особенности развития игровой деятельности ребенка описаны в пункте 2.7. ФГОС ДО. В частности для детей дошкольного возраста это игровая деятельность, включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и другие виды игр. В современной дошкольной педагогике широко распространена классификация игр С.А. Козловой и Т.А. Куликовой предусматривающая деление игры на творческие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, игры драматизации, режиссерские, строительные), дидактические игры (с предметами, настольно-печатные, словесные) и подвижные игры. И если театрализованную игру в рамках индивидуального обучения организовать проблематично, то сюжетные, дидактические и даже подвижные игры применить в рамках урока вполне возможно.


Виды дидактических игр разнообразны. Предметные дидактические игры предполагают использование предметной среды, например, маленького мячика для развития силы пальцев.


Настольно-печатные игры способствуют развитию наглядно-действенного мышления. Их целью является закрепление знаний о предметах и их назначении, классификация и обобщение предметов по существенным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составление целого из частей. К этой группе относятся различные карточки для изучения нот, длительностей, а также рисунки для раскрашивания, поясняющие действия игр.


Словесные игры развивают речь, слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, ее интонациям, умение повторять звукосочетания и слова. Большое значение для развития ребенка имеют и пальчиковые игры, развивающие мелкую моторику и координацию движений, их ловкость и увеличивающие способность ребенка к произвольному вниманию, развивающие пространственное мышление, внимание, память воображение, воспитывающие быстроту реакции и эмоциональную выразительность.


Особое место в деятельности дошкольников имеет сюжетная игра. Сюжетная игра - самая привлекательная для детей этого возраста деятельность. Ее привлекательность связана со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все «как будто», «понарошку». Ребенок может забивать воображаемые гвозди игрушечным молотком, хотя на самом деле еще не умеет забивать настоящие гвозди; может быть «машинистом поезда» и «управлять» движением состава, хотя на самом деле ему еще очень далеко до этой «взрослой» профессии. С помощью воображения он может включиться в такие волнующие события, происшествия, которые в действительности с ним никогда и не случались.


При использовании игровых форм на уроке преподавателю нужно научиться включать учащихся в мир игры, но сделать это не всегда просто. Дело в том, что он большую часть времени общается с детьми, занимая позицию «учителя», т. е. требует, задает, оценивает и даже наказывает. Но в совместной игре с детьми он должен сменить ее на позицию «играющего партнера», с которым ученик чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее. Ученик должен ощущать себя вне оценок: «хорошо - плохо», «правильно - неправильно». Он должен почувствовать в этой деятельности не давление взрослого, которому в любом случае надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера5 . Такого рода смена позиции и естественное эмоциональное поведение преподавателя как играющего партнера - гарантия возникновения у ребенка побуждения к сюжетной игре вообще и интереса к любой тематике, которую включает в игру взрослый, в частности.


Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать действия партнера и самому быть им понятым. Для этого смысл условного игрового действия, момент принятия той или иной игровой роли, событие развертываемое в игре должны быть ему пояснены. Преподаватель, играя с учеником, должен пояснять игровые действия сам («Я буду стоить домик, у меня есть молоточек», «Я теперь машинист паровоза», «Давай, будем прыгать через скакалку» и т. п.) и стимулировать к этому ребенка («Ты как дом строишь?», «Ты кто, водитель?», «Куда наш паровоз едет?» и т. п.).


Но игры не получится, если мы не определим реальной опоры, реального средства, на которое может опираться в своих действиях преподаватель. Таким средством является сюжет игры, причем не только со стороны тематики, но главным образом - со стороны его строения. Для того чтобы втягивать детей в игру, играть с ними вместе, преподаватель должен сам научиться свободно развертывать сюжет того или иного строения в «живом» процессе игры.


При этом взрослый должен отчетливо понимать, что в игре с учеником его проект сюжета - не закон для всех, а лишь замысел одного из участников. В настоящей живой игре ученик сразу начнет обнаруживать свои замыслы, желания, не совпадающие с проектом преподавателя. От искусства взрослого вовремя принять предложения ребенка в процессе игры, продолжить по смыслу игровое действие ученика достроить, развернуть предложенное им событие зависит привлекательность совместной деятельности с взрослым для детей и успешность формирующих воздействий. Преподаватель должен свободно оперировать элементами игровых сюжетов - событиями, персонажами (ролями), их действиями, уметь развертывать сюжеты, само строение которых облегчает усвоение ребенком новых игровых способов, умений.



4 Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - 3-е изд., испр. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.
5 Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - 3-е изд., испр. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.

Далее

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031


Статьи по педагогике, психологии, методике для преподавателей-музыкантов ДШИ.
Copyright Алексей Тильков © 2024
При копировании материалов с сайта активная ссылка на сайт обязательна!